Речь

— специфическая функция человека, возникшая в процессе общественного труда как средство общения между людьми. Человек воспринимает предметы и явления окружающего мира непосредственно, с помощью органов чувств, и посредством слов. Благо- даря словесной сигнализации, т. е. речи, человек может воспринимать действительность отвлеченно, мысленно. Различают Р. внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Внешняя Р. служит гл. обр. целям общения, поэтому она строится так, чтобы быть понятой слушателем. Внутренняя Р., непроизносимая и ненаписанная, т. е. Р. для себя, играет важнейшую роль в процессах сознания, самосознания, мышления. Письменная Р. (письмо и чтение) функционально тесно связана с внутренней Р. (проговаривание про себя того, что нужно написать, чтение про себя). Деятельностью периферич. речевого аппарата, состоящего из мышц языка, губ, мягкого неба, гортани и дыхательной мускулатуры, управляет кора головного мозга. Органы, осуществляющие функцию Р., обеспечивают произнесение членораздельных звуков — артикуляцию. Первые попытки артикуляции появляются у ребенка на 2—3-м месяце жизни. Однако понимание слов и выработка правильных реакций на них начинается не раньше 8-го мес, а артикуляция отдельных слов — с 11—¦ 12-го мес. жизни. Фразы из двух слов ребенок начинает произносить с 15— 18-го мес. Ребенок при нормальном развитии овладевает артикуляцией на основе слухового восприятия Р. окружающих; даже при незначительных нарушениях слуха овладение Р. у ребенка затрудняется. Расстройства речи чаще возникают в детском возрасте вследствие тугоухости и полной потери слуха (см. Глухота), дефектов и повреждений речевого аппарата, общих заболеваний (инфекции, нарушения функции желез внутренней секреции и пр.), поражений центральной и периферич. нервной системы и т. д. Расстройства Р. являются одним из симптомов заболевания или одним из его последствий. Расстройства Р. у детей могут возникать также вследствие неправильной Р. окружающих. Основные виды речевых расстройств следующие: 1) заикание, при к-ром плавное течение речи прерывается кратковременными непроизвольными остановками и повторениями звуков; 2) косноязычие, при к-ром речь становится невнятной, с пропусками или неправильным произнесением отдельных букв и слогов; 3) гнусавость, когда утрачивается звучность голоса и он принимает носовой оттенок, а также искажается произношение звуков; 4) тахилалия — чрезмерно быстрая речь; образуется при неправильном речевом воспитании и при невротич. состояниях; 5) афазия, возникающая при поражении речевых центров головного мозга,— затруднение или невозможность произнесения слов при сохранении понимания речи и сохранности периферич. аппарата речи; возможно также нарушение понимания речи при сохранении способности говорить; 6) дизартрия, при к-рой расстройства произношения звуков возникают вследствие заболеваний головного мозга или периферич. нервной системы; 7) немота, к-рая может быть следствием глухоты или связана с поражением или недоразвитием речевых центров мозга при нормальном слухе; 8) афония ¦— отсутствие звонкого голоса.. Расстройства устной Р. часто сопровождаются расстройствами письма и чтения. Лечение расстройств Р. проводится совместно врачом и педагогом, исправление недостатков Р.— логопедом.


Похожие страницы: Родильный дом. Растяжение. Резонанснаясистема. Радиобиология. Рост человека. Риккетсисззы. Ревматизм. Роды. Ризоиды (гр. риза — корень, идее —форма). Реакцияна гомотрансплантат.


(c) 2004-2008