Память

— способность к запечатлеванию, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом П. всегда связывалась с процессом ебучения (т. е. накопления информации), а попытки объяснения П. всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде какихто материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. Две тысячи лет спустя франц. философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель «гидравлической» модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению «жизненных духов», что сопровождается формированием навыков — т. е. запоминанием. Позже — уже в 19 и начале 20 в. — в свя^ зи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронновычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы П. трактовали б соответствии с принципами, на к-рых основаны ме • ханизмы действия перечисленных выше устройств. Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов П. привлекли уже биологич. аналогии. В частности, предполагали, что механизмы по крайней мере одного из видов П. имеют молекулярную основу (запечатлевание информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых к-т и т. д.). Традиционно психологи, к-рые первыми стали экспериментально изучать П., выделяют четыре вида П.: двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную, сферой к-рой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную П. делят на зрительную, слуховую, осязательную и т. д.); словеснологическую (свойственную человеку форму П.), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением; эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Основным процессом П. следует считать запоминание, т. к. именно оно обеспечивает полноту и точность последующего воспроизведения, а также длительность и прочность хранения запоминаемой информации. Этот процесс может иметь произвольный или непроизвольный характер. В первом случае запоминание сопровождает какиелибо действия человека и не направлено на собственно запоминание (напр., читая книгу, мы не стараемся специально запомнить чьилибо слова или описания пейзажа, но тем не менее способны воспроизвести некрые фразы, описания пейзажей, сюжетный ход повествования и т. д.). Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание чегото определенного и, как правило, с применением спец. приемов и методов, помогающих процессу запоминания (так наз. приемов мнемотехники). Этот вид запоминания в целом более продуктивен, чем непроизвольное запоминание, однако требует более благоприятных условий (понимание и осмысливание запоминаемого материала, необходимость предельного внимания и сосредоточенности, наличия тишины и т. д.). Непременным условием повышения продуктивности произвольного запоминания является систематич. тренировка памяти. При этом одновременно тренируется непроизвольное запоминание и так наз. механич. память, не связанная с пониманием усвояемого материала. Так наз. зубрежка (т. е. заучивание, зазубривание чеголибо наизусть до автоматизма) при своей внешней непривлекательности в некрых случаях является необходимым условием успешного обучения. Напр., заучивание, зазубривание анатомич. терминов, химич. формул, уравнений и др. совершенно необходимо при обучении врача, химика, математика и т. д. Кроме того, «зубрежка» —¦ это хороший способ тренировки всех видов памяти, поскольку все они самым тесным образом связаны. Сведения, накопленные памятью человека, его знания, опыт (т. е. результат всех форм обучения) реализуются человеком в виде воспроизведения. Самой простой его формой является узнавание предметов, явлений и событий, связанных с ними, при их повторном восприятии. Гораздо сложнее воспроизведение какихлибо предметов, явлений и событий, связанных с ними, в тот момент, когда они нами не воспринимают- ся. Это — произвольное воспроизведение прошлого опыта, произвольное воспоминание (воспоминание по «заказу», по необходимости). Примером может послужить необходимость прочитать стихотворение наизусть, вспомнить химич. или математич. формулу при решении задачи и т. д. При этой форме воспроизведения повышается возможность забывания — от неспособности припомнить до полного неузнавания. Забывание при этом может быть и временным, и длительным, и постоянным, а причины его — непрочность запоминания, эмоциональное возбуждение, а также некрые психич. расстройства, злоупотребление алкоголем и т. д. Несмотря на то что П. человека в достаточной мере индивидуальна, в зависимости от прочности запоминания, точности и полноты воспроизведения и характера запоминаемого материала можно выделить словеснообразный (художественный), словеснологический (абстрактный) и промежуточные типы памяти. В пределах индивидуальной памяти выделяют еще две формы — кратковременную (или оперативную) и долговременную. На необходимость такого разграничения указывают наблюдения за больными с расстройствами П.— амнезиями. Напр., при сотрясении мозга из П. иногда выпадают события, непосредственно предшествовавшие травме, — ретроградная амнезия, а при старческой амнезии отлично вспоминаются события, происходившие в раннем детстве, но не фиксируются факты десятиминутной давности. Оперативная память удерживает сведения о раздражителе около получаса, после чего информация либо переходит в долговременную П., либо забывается. Есть основания полагать, что в основе оперативной П. лежит циркуляция возбуждения от одной нервной клетки к другой (так наз. процесс реверберации возбуждения). В основе реверберации лежит то, что одни нервные клетки центральной нервной системы воспринимают сведения о раздражителе, другие управляют ответными реакциями, а промежуточные, или вставочные, нейроны, находящиеся между ними, обрабатывают всю информацию (см. Высшая нервная деятельность). Уже доказано, что этот тип П. связан с деятельностью специальной структуры головного мозга — гиппокампа. При удалении гиппокампа, что делается иногда у больных, страдающих тяжелыми эпилептическими припадками, П. перестает функционировать и больной становится неспособным к запоминанию чеголибо нового. Вопрос о том, как оперативная П. переходит в долговременную, т. е. как именно человек запоминает чтото, пока не решен. Показано на модели условных рефлексов, что в процессе запоминания изменяется внешний вид и функция синапсов, передающих возбуждение от нейрона к нейрону. Сильно изменяется и химия нервных клеток. Опыты шведского ученого X. Хидена показали, что в процессе запоминания очень важная роль принадлежит рибонуклеиновой к-те (РНК). Известно, что РНК переносит наследственную генетич. информацию от ядра клетки в цитоплазму, где происходит синтез того или иного белка. Нервные импульсы, поступающие к нервной клет- ке, стимулируют выработку РНК, что, в свою очередь, предопределяет синтез нового белка, высокочувствительного к обусловившим его формирование знакомым импульсам. Поэтому знакомые импульсы легче возбуждают клетку, и таким образом событие фиксируется в мозге. С течением времени, если такие импульсы не поступают, белок постепенно распадается и следы запоминаемой информации стираются. Так на смену прежнему представлению об электрич. природе П. пришла идея, что в основе П. лежит электрохимич. деятельность. Изучение механизмов П. заставляет предполагать, что в мозге существуют особые механизмы функционирования для каждого из трех слагаемых П. (т. е. запечатлевания, узнавания и воспроизведения). Однако особенности этих механизмов еще далеки от раскрытия и требуют для своего разрешения усилий ученых различных специальностей (врачей, психологов, физиологов, инженеров и т. д.). На индивидуальную П. влияет множество факторов, и способность к запоминанию (и забыванию) зависит от наследственности, степени тренированности, уровня влияния эмоционального состояния, режима питания, труда и отдыха и т. д. Выделяют также видовую, или генетическую, П., обусловливающую передачу наследуемых признаков из поколения в поколение (см. Генетика, Наследственность). Этот вид П. определяет так наз. норму реакции живого организма в целом или, другими словами, верхние и нижние пределы возможностей организма в целом данного вида. Если же говорить конкретно, то это пределы физич. возможностей (скорости бега, силы мышц и т. д.), пределы умственных способностей (особенно для человека),/пределы устойчивости организма в целом к действию факторов окружающей среды (температуры, давления атмосферы и концентрации кислорода и других газов в ней и т. д.). Основное и непременное условие всех проявлений индивидуального поведения —^это индивидуальная память.


Похожие страницы: Предупреждение беременности. Панкреатит. Паразиты. Противовоспалительные средства. Почесуха. Поллюции. Паренхима. Подагра. Пороки развития. Прикус.


(c) 2004-2008