Осанка

— привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная О. делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма в целом человека. При правильной О. естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. При нарушении О. (рис. 1), особенно в период роста, могут возникать стойкие деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, наступает расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит. Видами неправильной осанки являются сутулость, вялая О., искривления позвоночника. П ри сутулости, к-рая обусловлена слабым развитием мышц спины, грудной отдел позвоночника значительно равномерно выступает кзади («круглая спина»), голова наклонена вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. Вялая О. проявляется такими признаками, как опущение головы, уплощение грудной клетки, отставание от спины лопаток, сведение плеч, согнутые в коленях ноги. К нарушению О. у детей могут привести различные заболевания и в первую очередь такие, как рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные болезни, плоскостопие, а также неправильная организация режима, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома (рис. 2), парта в школе, неправильное ношение книг (рис. 3) и т. д. Предупредить возникновение неправильной О. значительно легче, чем исправлять ее. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за формированием О. у всех детей. Важное значение при этом имеет своевременное и полноценное питание, свежий воздух, массаж и гимнастика, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с физич. развитием. Необходимо внушать ребенку, чтобы он сам контролировал свою О. Не следует допускать, чтобы дети спали в мягкой постели и постоянно на одном и том же боку. Не рекомендуется в первые месяцы жизни подкладывать ребенку под голову подушку. До 3-месячного возраста ребенка нельзя держать в вертикальном положении, до 6 мес.— сажать, до 9—10 мес.— надолго ставить на ножки. Во время обучения ходьбе нужно использовать специальные приспособления —¦ вожжи. Когда ребенок научится ходить, с ним не следует совершать длительные прогулки. Необходимо следить за тем, чтобы дети подолгу не сидели на корточках, надо избегать длительного сидения детей за столом, на коленях у взрослых. Во время занятий и приема пищи следует обращать внимание на посадку ребенка. Она может быть правильной только в том случае, если мебель соответствует росту и пропорциям тела. Для предупреждения развития неправильной О. обязательно нужно проводить профилактику плоскостопия, т. к. уплощение стопы нарушает опорную функцию нижних конечностей, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Режим ребенка должен быть построен таким образом, чтобы рационально сочетались подвижные и малоподвижные занятия. Большое внимание следует уделять укреплению мышечного аппарата ребенка. В возрасте 1'/2—2 мес. рекомендуется начинать массаж (см. Грудной ребенок). Упражнения со сгибанием и разгибанием конечностей надо начинать в возрасте 3—4 мес, когда физиологич. напряжение мышцсгибателей и мышцразгибателей рук становится одинаковым. С детьми 3 лет и старше проводят гимнастич. упражнения, подвижные игры, утреннюю гимнастику, совершают прогулки (см. Дошкольный возраст, Школьный возраст). Одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физич. нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми за столом необходимо обращать внимание на освещенность комнаты. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы. Формированию правильной О. способствуют закаливающие процедуры. Они укрепляют здоровье ребенка, повышают его жизненный тонус (см. Закаливание организма). При сутулости полезно заниматься плаванием. Огромное значение имеет достаточный сон, к-рый дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка. обратите внимание также Искривление позвоночника. О. имеет важное гигиеническое значение. Хорошее О. создает благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Важно не просто освещать помещение или отдельное рабочее место, а создавать О., к-рое соответствовало бы характеру выполняемой работы. Недостаточное О. снижает работоспособность и производительность труда, вызывает утомление глаз, способствует развитию близорукости, увеличению производственного травматизма, приводит к транспортным авариям на улицах и дорогах. О. бывает естественным, искусственным и смешанным (см. Жилище). Естественное освещение обусловливается прямыми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода и меняется в зависимости от географич. широты, высоты стояния солнца, степени облачности и прозрачности атмосферы. Лучшая освещенность помещений достигается окраской стен и потолков комнат в светлые тона, а также периодич. очисткой оконных стекол. Их загрязнение приводит к потере до 50% светового потока; тюлевые занавески задерживают до 40% света. Рациональное освещение, независимо от времени суток или других факторов, достигается с помощью искусственных источников света, к-рыми служат электрические лампы (лампы накаливания и люминесцентные лампы). Количественной характеристикой является освещенность, к-рая устанавливается в пределах от 5 до 5000 лк (люкс — единица освещенности), в зависимости от характера выполняемых работ. Различают два вида искусственного О.: общее, при к-ром свет распространяется равномерно по всей комнате, и комбинированное, создаваемое лампами общего и местного освещения одновременно, к-рое в гигиенич. отношении наиболее целесообразно. Работать только при местном освещении не рекомендуется, т. к., переводя взгляд с ярко освещенной поверхности на темные окружающие предметы, мы создаем дополнительную нагрузку на глаза. Настольную лампу или другой переносной светильник -устанавливают непосредственно на рабочем месте так, чтобы свет от нее падал спереди с левой стороны, тогда тень от руки (при письме, шитье) не будет заслонять работу. Лампа должна быть защищена абажуром, к-рый скрывает от взора яркую нить накаливания лампы. В настольной лампе или бра лампочка должна быть не менее 40—60 вт для людей с нормальным зрением, а пожилым и тем, у кого зрение ослаблено, лучше приобрести лампы мощностью 75—100 вт. Мощность ламп в светильниках общего освещения определяется из расчета 10—15 вт на 1 м2 площади комнаты. При пользовании люминесцентными лампами, к-рые иногда называют лампами дневного света, не рекомендуются светильники с одной лампой, т. к. свет в такой лампе пульсирует соответственно изменению напряжения тока в сети. Поэтому лучше купить светильник с 2 лампами, напр, по 20 вт, чем с одной мощностью в 40 вт. Соседство обычных ламп накаливания с люминесцентными вполне допустимо. Целесообразно общее О. устраивать с помощью люминесцентных ламп, а для местного использовать лампы накаливания. Смешанное О.— включение искусственного (электрического) света в дополнение к дневному. В необходимых случаях оно вполне целесообразно, представление о его вредности необоснованно.


Похожие страницы: Окислительноефосфорилирование. Отёки. Отморожение. Онанизм. Осанка. Ожирение. Осмос (гр. осмос —побуждение).


(c) 2004-2008