Упражнения для развития наблюдательности

3) Теперь еще чуть приблизьте предмет к глазу, по-прежнему удерживая его ясное видение.

4)  В заключение посмотрите вдаль, расслабив тем глазные мышцы.

5)  Сделайте то же самое с другим глазом.

Дальнейшие упражнения в этой группе представляют собой модификации этого.

2. Взгляд сосредоточен на пальце руки. Палец в исходном положении держите на расстоянии 40-50 см по прямой линии от лица. Теперь палец то приближается к глазам, то отдаляется на расстояние вытянутой руки - - 10 раз. Добивайтесь такой резкости изображения пальца, чтобы на нем был отчетливо виден рисунок кожи.

3.  Исходное положение: то же самое. Но теперь палец движется влево вправо —10 раз.

4.  Теперь палец приближается и отдаляется по диагонали слева направо - - 10 раз.

5.  То же самое, но справа налево-- 10 раз.

6.  Смотрите на кончик носа, а затем в пространство. Кончик носа и точка в пространстве должны быть примерно в одном направлении, чтобы при переводе взгляда смещение глазных яблок было минимальным. Повторите 10 раз.

7.  Смотрите на кончик носа, затем на кончик пальца. Теперь палец неподвижен, держите его на расстоянии 20-30 см от лица. Палец и кончик носа также должны быть по мере возможности ориентированы в одном направлении по причине, только что указанной выше. Повторите упражнение 10 раз.

8.  Палец — пространство. Вышесказанные замечания здесь и далее остаются в силе -10 раз.

9.  Нос — палец — пространство — палец —нос — 10 раз.

10 Нос - пространство - палец — пространство - нос - палец — нос. Это упражнение лучше выполнять ритмично — 10 раз.

11.  Моргните несколько раз, закройте глаза и с минуту отдохните. Такой отдых, повторяем, следует давать глазам при малейшем появлении усталости, перемежая им долгий ряд упражнений.

12.   Когда есть к тому возможность, делайте и такое упражнение: смотрите вдаль, меняя фокусировку: 5 м, 10 м, 20 м...100 м, 150 м, 200 м, 300 м... 1 км, 1,5 км, 2 км, и в обратном порядке.

Комментарий. Не делайте каких-либо усилий и не напрягайтесь при разглядывании. В исполнении упражнений должна быть легкость. Когда делаете эти упражнения, не бойтесь осторожно, сохраняя расслабление при зрении в дальней и ближней точках, экспериментировать. Если вы смотрите без принуждения, вы не можете навредить глазам. Если вы будете делать глубокий вдох, а затем выдох всякий раз, когда смотрите вдаль, вас приятно удивит острота зрения, возвращающаяся к вам.

Каждый раз, когда вам удастся добиться проблеска лучшего зрения, это означает, что следующий проблеск дастся вам уже легче и длиться будет дольше. Помните всегда — в миопическом глазе есть зрение. Когда вы научитесь расслаблять две косые мышцы, которые удерживают глаз постоянно удлиненным, глаз будет уплощаться и вы будете так же хорошо видеть вдаль, как и вблизи.

Выполняя упражнения № 6-10, вы заметите любопытное явление, называемое иллюзией качания. Вам, знающим строение и работу глаза, причина этого ощущения, мы думаем, понятна, и поэтому мы не станем занимать место ее объяснением, а поговорим о значении этого феномена.

Когда раскачивание, зрительное или мысленное (помните о власти представления), успешно, человек может испытать чувство расслабления, каковое и проявляется в виде ощущения всеобщего раскачивания. Это ощущение увязывается с любым объектом, который видится, чувствуется или осознается человеком. Можно представить себе это движение в любой части тела, на которую направлено ваше внимание. Его можно увязать с полом, на котором вы сидите в позе лотоса, или с любым окружающим вас объектом. Раскачивающимися могут представляться здание, в котором или возле которого вы сидите, и весь мир, вас окружающий.

Когда человек осознает это раскачивание, он теряет воспоминание о том объекте, с которого оно началось. И пока вы способны сохранять ощущение такого движения в направлении, противоположном истинному движению глаз или движению, которое вы представляете себе мысленно, расслабление будет сохраняться. Однако если направление этого движения поменяется, то появится напряжение. Весьма легко представить себе всеобщее раскачивание с закрытыми глазами. Вслед за этим удается делать это и с открытыми глазами. Позже чувства расслабления, которое сопровождает раскачивание, удается достигать и без осознания этого последнего, хотя сам эффект раскачивания достигается лишь тогда, когда человек о нем думает.

Помните, что существует только одна причина неудачи в достижении иллюзии качания. Эта причина - напряжение. Раскачивание приходит само собой, без всякого усилия, если перемещение взгляда осуществляется правильно. Раскачивание не создает расслабления, зато является его свидетельством.

Чем лучше в данный момент ваше зрение, тем больше амплитуда этих качков. Если в одном глазу эта амплитуда меньше, чем в другом, то работайте с этим глазом дополнительно, заслонив ладонью лучший глаз по способу, не раз уже указанному. Не забывайте, что перемещения и иллюзии раскачивания зачастую удается более успешно добиться, дав глазам отдых, закрыв их и сделав оладонивание. Подобным чередованием отдыха глаза с его перемещением люди с весьма несовершенным зрением иногда добивались временного или постоянного улучшения зрения уже через несколько недель.

V группа упражнений — ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для развития наблюдательности



Комментарий. Эти упражнения, строго говоря, не являются ни динамическими, ни статическими. Это опять упражнения на расслабление. Их действие становится особенно ценно именно после выполнения предыдущих групп упражнений.

1.  Откройте глаза очень широко и смотрите так, не мигая, несколько мгновений.

Затем моргните несколько раз - - 3 раза.

2. То же движение, но теперь, расслабив щеки и мышцы шеи, еще и опустите нижнюю челюсть. Рот при этом остается закрыт -- 3 раза.

3. Без напряжения и не моргая смотрите прямо перед собой, стараясь ясно видеть все находящееся в поле вашего зрения, то есть не только то, что находится прямо по линии вашего взгляда, но и слева, и справа, и вверху, и внизу от него.

Вернее даже сказать, старайтесь ясно видеть как раз все то, что не находится прямо по линии вашего взгляда. При появлении усталости моргните несколько раз и закройте глаза.

Комментарий. Упражнение это следует проделывать достаточно часто, потому что оно развивает не только периферийное зрение, но и наблюдательность, а также способность видеть в темноте. Однако следите за тем, чтобы оно не шло в ущерб вашей способности к центральной фиксации.

4. Закрыв глаза, массируйте веки, мягко поглаживая их указательными и средними пальцами в направлении от носа к внешним углам глаз.

5. Вернитесь в исходное положение. Закрыв глаза, осторожно положите кончики указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев на глазные яблоки и почувствуйте, как при выдохе прана переходит из пальцев в глаза.

Завершите весь цикл упражнений оладониванием.

Комментарий. Повторяем: желательно выполнять весь цикл упражнений, сидя в позе лотоса. Но если вы еще не освоили Падмасану, то делайте упражнения эти, сидя в удобной позе на стуле или в кресле. Ими можно заниматься также и лежа на полу или в постели.

Люди нередко спрашивают: «Как долго мы должны делать эти упражнения?» Мы отвечаем: до тех пор, пока правильные привычки зрения не сделаются у вас подсознательными. Тогда глаза ваши будут в состоянии справляться со своими обязанностями сами, поскольку будут находиться в расслабленном состоянии. Поясним свою мысль с помощью такого обыденного примера: при вождении машины вы никогда не задумываетесь над тем, какой ногой вам нажать тормоз, потому что в то же мгновение, как мозг осознает эту необходимость, тормоз оказывается уже нажат. Это случается потому, что мы имеем здесь дело с хорошо отлаженным рефлексом, управляющим ногой. Точно так же обстоит дело и с глазами. Когда глаза вместо того, чтобы пристально смотреть на объекты, научатся перемещаться и часто моргать, когда зрение начнет сопровождаться глубоким дыханием, вы перестанете напрягать глаза и будете не заставлять их смотреть, а позволять им видеть. В этом вся тайна.

При правильном пользовании глазами зрение станет постоянно улучшаться, подобно тому, как у пианиста появляются в пальцах беглость и сила удара, когда он, избавившись от зажатости в пальцах и скованности в спине, посвящает некоторое время упражнению в игре. Сделайте расслабленную деятельность образом своей жизни. Учитесь использовать свои глаза в расслабленной манере — и вы избегнете в будущем неприятностей со зрением.

Вы скажете, что упражнений слишком много? Да, необходимо это признать: упражнений действительно много, и на них надо много времени, но они все важны. И поэтому недовольным мы говорим еще раз: «Кто хочет быть здоровым, тот находит время!»

Здесь мы приводим полный цикл упражнений, но если время не позволяет вам выполнять его целиком, то делайте упражнения хотя бы выборочно. Определите наиболее важные для вас и не теряйте впустую те свободные минуты, которые выдаются даже и в самом занятом дне; делайте эти упражнения регулярно, добросовестно и тщательно.

Предположим, что вы добились прекрасных результатов в улучшении своего зрения, но потом наступил день, когда вам показалось, что оно вновь ухудшилось. Не удивляйтесь и не волнуйтесь. Учтите, что в целом прогресс идет следующим образом: улучшение, затем временный перерыв или даже некоторый регресс. Возможно, что в это время вы физически или психически чувствовали себя неважно. Или это была лишь пауза, во время которой природа перераспределяла нервную силу, высвобождавшуюся в результате улучшения вашего зрения. Не забывайте, что напряженное состояние глаз подрывает до 90% вашей нервной силы. Когда эта сила восстававливается для последующего нормального использования, во всей нервной системе человека происходят существенные сдвиги в лучшую сторону.

Занимайтесь регулярно, занимайтесь с твердой верой в успех, занимайтесь с удовольствием — и благие результаты не замедлят сказаться!

§ 21. Йогические упражнения на сосредоточение взгляда на источниках света
Сосредоточение взгляда на пламени свечи



Комментарий. Упражнение выполняется обычно вечером, после захода солнца, в темноте или полутьме.

1.  Установите зажженную свечу на уровне глаз или чуть выше, на расстоянии от 0,5 до 1 метра от лица — как вам представится удобнее. По классическим канонам это расстояние должно равняться расстоянию от глаз до лобка.

2.  Примите какую-либо устойчивую позу и не моргая смотрите на свечу. Ничто не должно в это время вас отвлекать: ни предметы, ни звуки вокруг, ни мысли внутри вас.

3. Внимательно вглядывайтесь в пламя, постепенно сужая площадь зрения до минимума. Глаза открыты широко, моргать нельзя. Язык пламени начинает превращаться в одно яркое пятно, которое будет расти по мере продолжения упражнения. В идеале пятно должно занять все поле зрения. Помышляйте об очищающей стихии мирового огня - Агни. Йоги удерживают это состояние до получаса и более.

Комментарий. Повторяем, что во время упражнения голова должна быть свободной от всяких посторонних мыслей. Нужно научиться просто смотреть. Это самое трудное, и умение приходит только после длительной тренировки. Поначалу постоянно будут появляться самые разные мысли, и это совершенно нормально. Осознав в себе постороннюю мысль, не отбрасывайте ее в раздражении, ибо такая реакция совершенно бесполезна. Лучше внутренне улыбнитесь и переключитесь на центр пламени. Применяя центральную фиксацию, старайтесь увидеть в пламени нечто. Отделяйте себя от своих мыслей, оценивайте все как бы со стороны и совершенно доброжелательно.

Первые недели на пламя смотреть следует до тех пор, пока глаза не устанут. В дальнейшем это время можно увеличивать до 10-15 минут. Категорически запрещено заниматься этим упражнением через силу. Всякий раз, как только появляются резь и слезы, глаза необходимо закрыть и продолжать смотреть на свечу мысленным взором, пока представляемое между бровями светлое пятно не исчезнет. С каждым разом надо стараться увеличивать время этого остаточного свечения и мысленно видеть пламя как можно отчетливее.

В ходе упражнения не забывайте об осанке! Очень важно спину и голову все время держать прямо. Обнаружив, что голова опустилась, а спина согнулась, следует немедленно выпрямиться. Йоги же предпочитают выполнять все упражнения такого рода, сидя в Падмасане.

4. Закончите упражнение очищающим дыханием и расслабьте глаза. Лучше всего сделать оладонивание.

Комментарий. Длительная фиксация взгляда на пламени свечи применяется йогинами на стадии (концентрации) Дхарана для развития способности к сосредоточению. Но упражнение очень благотворно действует на глаза и улучшает остроту зрения.

Сосредоточение взгляда на отраженном пламени свечи



К сосредоточению взгляда на отраженном пламени можно приступать после нескольких месяцев выполнения предыдущего упражнения. Техника выполнения этого упражнения аналогична технике предыдущего упражнения, но взгляд фиксируйте не на языке пламени, а на его отражении в воде. Для этого поставьте таз, тарелку или широкую чашу, налив туда воды. Пользование зеркалом нежелательно. Смотреть надо под углом примерно 30 градусов к поверхности воды. Фиксация взгляда на отраженном свете совершенствует способность к сосредоточению внимания и успокаивает нервную систему.

Сосредоточение взгляда на солнце



Комментарий. Упражнение выполняется утром или вечером, когда солнце касается линии горизонта, то есть примерно в течение получаса после восхода или получаса перед закатом. Вообще же йоги предпочитают для своих занятий утренние часы. Пристально смотреть на яркое солнце днем нельзя.

1.     Примите любую устойчивую позу, выпрямите спину, голову держите прямо.

2.     Направьте взгляд на солнце.

3.     Внимательно вглядывайтесь в центр солнца, стараясь уменьшить поле зрения до размеров солнечного диска. Смотрите широко открытыми глазами, не напрягаяих и не моргая.

4.     Когда появится ощущение, что вот-вот выступят слезы, то следует закрыть глаза и удерживать мысленный след солнца между бровями. Глаза остаются расслабленными.

Комментарий. Если для вас окажется невозможным смотреть на солнце, то фиксируйте взгляд в пространстве рядом с солнцем, постепенно приближая его к диску. При небольшой выдержке лучше повторить упражнение несколько раз, чем продлевать его насильно.

Сосредоточение взгляда на отражении солнца



Упражнение выполняется аналогично предыдущему, только смотреть надо не на само солнце, а на его отражение в воде -в пруду, реке, озере. Можно делать в любое время дня.

Комментарий. Сосредоточение взгляда на солнце и на его отражении очень полезно для глаз. Орел может смотреть прямо на солнце, поэтому йоги считают, что систематическая практика в рассматривании солнца уподобляет человеческое зрение орлиному. В Индии соляризация применяется для устранения близорукости, дальнозоркости (в том числе и старческой), воспаления глаз, астигматизма, трахомы.

Сосредоточение взгляда на луне и ее отражении



Выполняется точно так же, как и сосредоточение взгляда на солнце. Смотреть от 3 до 10 минут. Желательно, чтобы луна находилась к глазам под углом в 45 градусов: так глаза меньше устают. Здесь только необходимо сказать, что людям с неустойчивой нервной системой смотреть на луну с сосредоточением взгляда нельзя. Вполне здоровым людям на луну или ее отражение (последнее, надо сказать, предпочтительнее) сосредоточиваться рекомендуется не чаще одного раза в неделю.

Большую пользу зрению приносит также фиксирование взгляда на звездах, облаках, на вершинах гор, на морских просторах и красотах ландшафта.

§ 22. Пранаямы, асаны и банахи



Несомненно, все упражнения Хатха-йоги, оказывая оздоровляющее и укрепляющее действие на тело, исключительно полезны и для глаз. И все же среди них мы особо отметим: очищающее дыхание йогов, полное дыхание йогов, Сукху-Пурвак, Уджайи, Капалабхати, Бхастрику, Сурьянамаскар, Ви-париту Корани, Сарвангасану, Матсиасану, Панасану, Дханурасану, Пашимоттанасану, Бхуджангасану, Вирабхадрасану, Уштрасану, Триконасану, Биллиасану, Антариксана-Га-рудасану, Ширсасану, Уддияна Бандху и Наули.

§ 23. Красота глаз



Завершая наш трактат о глазах, скажем несколько слов о внешней стороне вопроса, то есть о красоте глаз. Их форма и цвет, как оказывается, не имеют решающего значения. Красота глаз определяется их выразительностью и живостью, их яркостью и блеском. «Глаза — зеркало души»,— сказал мудрец. И это воистину так. Чем богаче и шире духовный мир человека, чем чище его душа, тем сильнее невыразимый, яркий и спокойный свет, исходящий из его глаз, тем больше такие глаза останавливают на себе внимание и заставляют всех тянуться к этому человеку.

Нередко те люди, которые восхищают и поражают всех своим запоминающимся, исполненным внутренней силы, необыкновенно красивым лицом, обладают, как оказывается при более пристальном рассмотрении, лишь большими, выразительными и лучистыми глазами, тогда как само по себе лицо не отличается особой красотой и правильностью черт. И наоборот, чем бессодержательнее, беднее личность человека, тем тусклее, невыразительнее его глаза — отсюда и выражение «рыбий взгляд». Здесь уж никакая физическая красота не поможет.

Таким образом, на примере глаз мы еще раз можем убедиться, что причиной подлинной внешней красоты человека является его внутренняя, духовная красота*.

§ 24. Вред косметики и моды



В свете только что сказанного выше всякий может по достоинству оценить дурную привычку, от веку укоренившуюся в самых широких массах народа и яростно имеющую место быть среди женщин,— мы имеем в виду подкрашивание глаз, вернее, того, что их окружает. Воистину нет такой глупости, которая бы рано или поздно не стала достоянием моды, а став им, не возвела бы себя в степень дурной привычки. Та простая истина, что мода приходит и уходит, а дурные привычки остаются, подтверждается печальной живучестью нелепого женского обычая подкрашивать глаза. Между тем само по себе подкрашивание глаз совершенно бесполезно, поскольку оно не достигает своей цели — придать красоту той женщине, у которой ее нет, а лишь подчеркивает ее безобразность, что происходит вследствие женской неумеренности в дурном. Эти красильные работы не только совершенно бесполезны, но и отменно вредны, поскольку разные вредные вещества, входящие, как правило, в состав красящих снадобий, нарушают нормальные функции кожи век, в результате чего на ней появляются преждевременные морщины, а попадая в глаза, что особенно часто происходит, если грим не смывают на ночь (бывает и такое!), вызывают раздражение их оболочки.

* Мы были поражены, встретив впоследствии весьма сходные мысли в Книге Духов Аллана Кардека. Нам очень приятно, что столь высокий авторитет подтверждает правильность нашего свидетельства. У Кардека сказано: «Дух отражается в теле; конечно же, тело — не более чем материя. Но, несмотря на это, оно скроено по качествам оживляющего его духа, который сообщает телу определенный облик; главным образом проявляется это в лице, и истинно глаза были названы зеркалом души, то есть душа более всего отражается в лице. Так, иное лицо чертами своими до крайности некрасиво и, однако, имеет в себе нечто такое, что заставляет нравиться, ибо оно — отражение духа благого, мудрого, человечного; и в то же время бывают лица физически очень красивые, но не производящие никакого впечатления, более того, которые, несмотря на всю красоту их, вызывают даже отвращение».

Всякая женщина, набравшись необходимой смелости и преисполнившись здравого смысла, должна раз и навсегда для себя решить: необходимо ли ей в самом деле подводить себе глаза? Ведь слишком часто это делается безо всякой действительной надобности и только как дань обычаю, ибо физические черты нередко оказываются несравненно привлекательнее всего того, что рисуется на их месте. По крайней мере, так это всегда выглядит в глазах человека с неиспорченным вкусом, и мы, йоги, в этом вопросе, как и во многих прочих, призываем к простоте и близости с Природой.



Похожие страницы: Кости лицевого отдела черепа. Паращитовидные железы. Зайчики бывают и морскими. Изменения в жизни семьи с появлением новорожденного. Что дальше?. Упражнение для освоения дыхания «боковое раздвижение ребер». Мэрилин Сигал. Ребенок играет: от рождения до года. Классификации методов обучения. 3.9. Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки в очагах поражения.. Глава 11. Железнодорожная травма.


(c) 2004-2008