Прогноз роста (Л. Сергиенко)

На вытягивание тела прежде всего влияет деятельность эндокринных желез. Доказано, что функционирование этих желез напрямую зависит от нервной системы. Страстное желание мальчика вырасти (даже его расписки) через посредство нервных факторов воздействовало на эндокринную систему и, стало быть, на рост. Я верю в успех этого внушения, как верю и в то, что тренер Лонский удивительно точно разобрался в возможностях своего ученика и нашел в той ситуации безупречный педагогический ход, чтобы помочь мальчику.

В результате комплексного воздействия (прежде всего система специальной тренировки и мощная психологическая настроенность) Рустаму Ахметову удалось, казалось бы, в безнадежной генетической ситуации прибавить к своему росту 23 сантиметра. Но это вовсе не значит, что он сломал свой генотип, вышел за пределы унаследованного. Думаю, что Рустаму удалось реализовать те потенциальные возможности роста, которые в иных условиях должны были бы так и остаться нераскрытыми. Факт этот, безусловно, в высшей степени интересный.

Прогноз роста (Л. Сергиенко)



Можно ли предсказать рост человека? Кандидат педагогических наук Леонид Сергиенко считает, что это можно сделать еще в детские годы.

Определено, что рост можно достаточно точно предсказывать уже в возрасте 8—11 лет. В более раннем возрасте прогноз менее точен. Прогноз роста затрудняется также в период полового созревания (у девочек в 11—14 лет, а у мальчиков в 13—15 лет). Предсказать же конечный рост по годовым приростам длины тела практически невозможно.

Интересно также и то, что более быстрое формирование стопы и кисти по сравнению с другими мор-

Таблица (находится в справочных материалах нашего сайта) 1

Длина тела мужчины в зависимости от его роста в детском возрасте

Измеряемый рост (см)

Возраст (лет) фологическими показателями человека может также служить для прогноза роста. То есть, если ребенок в начальных классах школы имеет для своего возраста средний рост, однако уже носит большой размер обуви, к тому же у него длинные кисти рук, можно считать, что он в будущем многих своих одноклассников обгонит в росте. Морфологи отмечают, что длина стопы и кисти может служить более надежной основой для прогноза, чем даже сам рост.

На основании экспериментального материала чехословацкий исследователь В. Каркус определил формулы зависимости конечных показателей роста мальчиков и девочек от роста их родителей. Для мальчиков (рост отца + рост матери X 1,08):2; для девочек (рост отца X 0,923 + рост матери):2.

А чехословацкие исследователи Шрамкова, Про-копец и Зелезни предложили таблицы (табл. 1, 2) вероятностного прогноза длины тела человека в зрелом возрасте в зависимости от роста в различные возрастные периоды. Приводим таблицы в сокращенном варианте. Пользоваться ими очень просто. Исходными данными являются возраст и рост мальчика или де-

Табли ца 2

Длина тела женщины в зависимости от ее роста в детском возрасте

Изменяемый рост (см)

Возраст (лет) вочки. В Таблица (находится в справочных материалах нашего сайта)х на пересечении вертикали и горизонтали цифрой обозначен предполагаемый рост в зрелом возрасте. Например, при росте мальчика 121 сантиметр в возрасте 8 лет он может иметь, когда станет взрослым, длину тела 170,4 сантиметра, а если этот же рост окажется у 11-летнего, то он вырастет до 158,8 сантиметра.

Возможность предсказать рост человека имеет большое значение не только для родителей, но и для профессионального или спортивного отбора. В зависимости от прогноза детей можно своевременно сориентировать заниматься определенным видом спорта.

Перекормленные дети (А. Дубогай)



Легче предупредить появление лишнего веса у детей, чем потом бороться с ним,— утверждает кандидат педагогических наук А. Дубогай.

Каждая мама, купая ребенка, может своевременно выявить отложение у него избыточного жира. Для этого нужно установить величину жировой складки на уровне пупка, захватив ее пальцами одной руки. Толщина такой складки более 2—3 сантиметров свидетельствует о появлении избыточного жира и является сигналом к снижению калорийности пищи и увеличению двигательной активности ребенка.

Более точным методом определения пропорциональности развития ребенка является сопоставление норм веса и окружности грудной клетки с фактическими показателями. Фактические вес и окружность грудной клетки определяются при помощи весов и сантиметровой ленты. Нормы веса и окружности грудной клетки рассчитываются по формулам, где Р — рост ребенка стоя (в сантиметрах).

(....)

Близость фактических показателей и норм веса и окружности грудной клетки (+ 1—2 килограмма и + 1—3 сантиметра) свидетельствует о пропорциональном развитии ребенка.

Определенной информативностью обладает расчет весоростового показателя, отражающего количество граммов веса тела на один сантиметр роста.

Если у взрослых на 1 сантиметр длины тела приходится около 330—390 граммов веса тела, то это соотношение характеризует норму, более 450 — излишний вес, менее 300 — недостаток веса. У детей это соотношение несколько меняется. Так, если на один сантиметр роста ребенка младшего школьного возраста приходится более 240 граммов веса, это свидетельствует о наличии излишнего веса в организме, от 200 до 240 — о норме, ниже 190 — о недостаточном весе.

Излишнее отложение жира бывает у детей, которые много времени находятся дома, редко участвуют в подвижных играх сверстников. Такие ребята, как правило, малоподвижны. Они быстро устают, предпочитают при возможности посидеть или полежать, что, в свою очередь, вызывает отложение жира. У ребят младшего школьного возраста, имеющих избыточный вес, как правило, в большей степени, чем у их сверстников, развиты сила и гибкость. В то же время у них плохо развита координация движений, ловкость, быстрота. Это отрицательно сказывается при адаптации к школьному режиму.

Многие родители считают, что для похудания существуют какие-то специальные комплексы физических упражнений. Такое мнение ошибочно. Достаточно выполнять упражнения для всех мышечных групп.

При ритмической гимнастике объем нагрузки регулируется постепенным увеличением повторения каждого упражнения до 20 раз и более. Упражнения с быстрой сменой различных по структуре движений способствуют учащению пульса до 130—140 ударов в минуту. Выполняемые на таком пульсе физические упражнения развивают общую выносливость, приводят к большому расходу энергии, тем самым повышается общая физическая работоспособность, укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная и другие системы организма.

Особенно эффективно проходят занятия, если родители тренируются вместе с детьми. В конце каждого месяца полезно определять, кто добился наилучших результатов. Главным подтверждением успеха, естественно, является снижение веса.

Иногда бывает так, что кому-то из менее подготовленных членов семьи трудно выполнять отдельные упражнения, которые обязательно должен сделать ребенок. В таком случае нужно или уменьшить количество повторений упражнения, или заменить его дыхательными упражнениями. Подобным образом поступают и при других формах занятий физической культурой (быстрая ходьба, бег, катание на велосипеде, лыжах, плавание и т. д.).

Заниматься надо не менее трех раз в неделю минимум по 20—30 минут при открытой форточке, а еще лучше на свежем воздухе. Гимнастику необходимо сочетать с водными процедурами.

Для более эффективного воздействия различных видов физических упражнений на организм и большей траты энергии рекомендуется выполнять их с отягощениями (гантели, набивной мешочек, набивной мяч, набивные пояса). Набивной пояс можно сделать самим, наполнив его песком или крупной солью. Такой пояс должен весить от 0,5 до 2 килограммов в зависимости от возраста и тренированности ребенка. Груз на набивном поясе надо распределить равномерно по объему талии или ног в просторные ячейки. Пояс надевается на талию или другие места, где отложилась жировая ткань, в некоторых случаях на икроножные мышцы.

Приводим физические упражнения для сгибателей и разгибателей туловища, то есть мышечных групп, на которых наиболее часто откладывается жир. Упражнения выполняют как без отягощений, так и, по мере тренированности, с отягощением.

1. Исходное положение (и. п.) — упор сидя, ноги вместе. В быстром темпе из упора сидя отводить голову назад и прогибаться в пояснице.

2. То же, но с набивным поясом.

3. И. п.— лежа на спине, ноги на весу врозь, руки вдоль туловища с опорой о пол. В быстром темпе скрестно сводить и разводить прямые ноги, чередуя сверху и снизу правую и левую ногу.

4. То же, но с наибивными поясами на икроножных мышцах.

5. То же, но сед в упор на локтях сзади, ноги врозь.

6. То же, но сед ноги врозь, руки за головой.

7. И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища, к голеням прикрепить набивные пояса весом 0,5—1 кг. В быстром темпе выполнять движения ногами, как при езде на велосипеде.

8. То же, но упор на локтях сзади.

9. То же, но упор сидя сзади.

10. И. п.— лежа на животе на полу, руки вдоль туловища, ладони опираются о пол. В быстром темпе прогибать спину, поднимая голову вверх. Вдох делать перед прогибанием, выдох — опускаясь.

11. То же, но руки за головой.

12. И. п.— лежа на животе на полу, в вытянутых руках набивной пояс весом 1 кг. В быстром темпе прогибать спину, поднимая пояс вверх.

13. То же, но набивной пояс на талии.

14. То же, но набивной пояс на шее, свободно свисает.

15. И. п.— упор присев. Перейти в горизонтальное равновесие на левой и правой ноге поочередно, руки вверх-в стороны, вернуться в и. п. Вдох — в начале равновесия, выдох — в упоре присев.

16. То же, но с набивным поясом на талии.

17. То же, но с набивными поясами на икроножных мышцах.

18. И. п.— ноги на ширине плеч, руки в произвольном положении. Темповые подскоки вверх.

19. То же, но с набивными поясами на икроножных мышцах.

20. То же, но с набивным поясом на талии.

21. То же, со сгибанием и поочередным выносом ног вперед.

22. И. п.— стоя ноги врозь, руки в произвольном положении. Темповые прыжки через лежащий на полу набивной пояс по прямой или по кругу.

23. То же, но с 1—2-килограммовыми гантелями в руках.

24. И. п.— стоя ноги врозь, руки в произвольном положении, пояс весом 1 кг на талии. Бег на месте в умеренном темпе. Следить за полным выпрямлением опорной и высоким подниманием бедра маховой ноги.

25. То же, но в среднем темпе.

26. То же, но в максимально быстром темпе.

Из приведенного перечня можно выбирать упражнения для составления комплекса, по мере развития тренированности его нужно усложнять.

Воздействие физических упражнений на организм детей и взрослых оценивается по степени потери веса и по улучшению функционального состояния и двигательной подготовленности. Если в доме нет напольных весов, то снижение веса можно установить косвенно с помощью сантиметровой ленты. Для этого измеряется объем талии и бедер перед началом курса занятий, затем эти измерения повторяют через месяц, два, три. Уменьшение объема талии и бедер в динамике регулярных занятий свидетельствует об уменьшении веса. Для объективной оценки происходящих изменений желательно первичные данные и результаты текущего контроля записывать в дневник. Об улучшении функциональных и двигательных возможностей можно судить по изменению следующих показателей:

1. Частота сердечных сокращений, отражающая функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Измеряется в состоянии истинного покоя: утром, натощак, не вставая с постели. Уменьшается по мере развития тренированности.

2. Надувание одной и той же резиновой игрушки. Уменьшение количества выдохов, необходимых для надувания, свидетельствует об улучшении функции дыхания, увеличения жизненной емкости легких.

3. Броски мяча о стенку (в течение 30 секунд с расстояния 1 метр). Увеличение количества бросков (с последующей ловлей мяча) будет отражать степень развития ловкости и координации движений, которые слабо развиты у тучных детей.

4. Прыжки в длину с места.

Известно, что похудание более чем на 2 килограмма в месяц ведет к неблагоприятным последствиям в организме, так как происходит опускание внутренних органов, которые поддерживает жировая клетчатка. Поэтому снижение веса должно быть постепенным и сочетать двигательную активность с умеренным питанием, что будет наиболее физиологической мерой борьбы с лишним весом.

Советует доктор фис В. С. Преображенский



Весной тает снег, а поздней осенью снова выпадает. Однако верно говорят внимательнь/е люди — каждые осень и весна по-своему неповторимы. Тем более неповторимы, индивидуальны наши дети, хотя в целом у них общедетские черты. Но какими бы ни были ребята, для нас, родителей, они бесконечно дороги, и все мы хотим, чтобы они выросли сильными, смелыми, ловкими, здоровыми.' С тех пор как появился новый комплекс ГТО, на страницах журнала «Физкультура и спорт» доктор ФиС (он же врач, журналист и мастер спорта Владимир Сергеевич Преображенский) дает советы детям, подросткам, взрослым и родителям о том, как укрепить здоровье. Слово — В. С. Преображенскому,

Несносные мальчишки



Три мальчика прислали письмо, в котором сразу разобраться было трудно, но последняя строка взывала: «Доктор ФиС, переведите нас отсюда в другой, хороший пионерский лагерь».

И вот я для выяснения причины — на берегу Оки, где всюду пляжи, огмели, прозрачная вода, зеленые лужайки, сосновые боры. Казалось, лучшего места на земле не сыщешь: купайся, загорай, ходи в туристские походы, прыгай, бегай, укрепляй мускулатуру! Но ребята жалуются. Сбивчиво рассказывают и оглядываются— как бы не услышали взрослые.

— Мяч? Его нам не дают, то и дело отбирают. ;. Кто-то рассмеялся на линейке — «Играть не будете!»,

;шумели за столом — снова мяч под замок на целый день.

— Много ли купаетесь и плаваете? т — Два раза за всю смену.

— Ходите ли в туристские походы с рюкзаками?

— Только обещают нас сводить и все откладывают. Но если турпоход будет такой же, как был в другом отряде, то лучше и не надо: вещи за пять километров отвезли на грузовой машине, когда туда пришли — там все готово, палатки расставлены, повариха сварила обыкновенный суп, кашу и компот. Ребята сами ничего не делали.

— Готовитесь ли к сдаче нормативов ГТО, сдаете, соревнуетесь?

— Спросите лучше сами у вожатых.

— У нас есть библиотка, кружки кройки и шитья, авиамодельный, изо, фото,— отвечает старшая вожатая, серьезная, чуть-чуть растерянная девушка в очках.— Руководители хорошие, многие девочки посещают кружки с удовольствием. А эти несносные мальчишки — им все неинтересно. За книгу не усадишь. С утра до вечера бы прыгали, гоняли мяч...

— Но разве прыгать, играть в мяч летом так уж плохо? — спрашиваю я.— Ведь дети всю осень, зиму и весну сидели и учились, мало двигались. Сейчас им самый раз побегать, порезвиться, набраться сил. Кстати, совет по сдаче нормативов ГТО у вас работает?

Поморщилась, пожала в недоумении плечами:

— Кажется, работает. По коридору пятая комната налево. Физкультурник там. Это его стихия.

«Его стихия»... А на самом деле в совет по ГТО должны входить вожатые, дирекция. Иду по коридору, стучу и открываю дверь. Физрук на месте. Читает спортивную газету. Сквозь синий тренировочный костюм с лампасами проступают мышцы. Шея загорелая. С досадой оторвался от статьи, представился: кандидат в мастера спорта по борьбе, выпускник института физкультуры.

Кандидат, специалист и... жалобы мальчишек на отсутствие мало-мальски приличной физкультуры? Но может быть, это какая-то ошибка?

— Нормативы ГТО? Площадок нет... Борьба? На земле бороться ведь не будешь. Да и смысл какой? За смену в двадцать дней разрядника не сделаешь! — ответил он и снова взялся за газету.

Я вышел на свежий воздух и вспомнил другой лагерь, тоже в Подмосковье, на речке Комарихе. Там нет, как в этом — с виду превосходном — лагере стационарных зданий, теплых помещений. Стоят палатки на опушке, горят костры для приготовления пищи — дежурные готовят бойко, сами. Но дети едут туда с (превеликим удовольствием, потому что там настоящие туристские походы, с рюкзаками и ориентированием по компасу, яростные встречи вечерами на площадках между командами отрядов по волейболу; баскетболу и футболу. Там есть и полоса препятствий для сдачи нормативов ГТО.

Да еще какая! Проложена в естественных условиях: бум перекинут через речку с берега на берег. И хочется пройти, и страшновато-. А вдруг потеряешь равновесие и полетишь под дружный хохот в воду? Суши потом одежду! Но это манит ребятню сильней магнита, закаляет их характеры. У бума всегда стоит толпа. А кто пока не может по нему пройти, для тех отдельный бум — на луговине. Научишься на нем — пройдешь и над водой, на высоте 2 метров.

Кстати, и приемы самбо успешно изучают в этом лагере. От мальчишек отбою нет. Хоть нет и борцовского ковра. Ковер им заменяет обыкновенная солома—привезли на самосвале, а не было соломы — занимались на песчаном пляже, стелили на него брезент. Два лагеря, а какая разница!

Вернемся, однако, к разговору о непоседливых мальчишках, которые встречаются не только в школах и пионерских лагерях.

Я знал одного такого худенького, шустрого. В детском саду у него была полная пожилая воспитательница. Даже шаг сделать ей было очень трудно — заставляла ребят ходить тихонько, парами, не бегать, не скакать, не пачкаться, а они бегали, прыгали, скакали... И больше всех этот несносный шустрый мальчик, которого она органически не переносила за беготню и наказывала за всякую провинность.

На счастье, ее скоро сменила другая воспитательница, молоденькая, доброжелательная, которая бегать ребятам во дворе не запрещала, а, напротив, проводила простенькие состязания: кто быстрее перебежит через площадку? кто дальше прыгнет? кто попадет мячом в квадрат? И с первого же раза быстрее всех перебежал тот самый шустрый «гадкий» мальчик. Домой пришел сияющий, неузнаваемый. Засыпая, сказал на ухо маме: «Эльвира Михайловна сегодня меня поцеловала даже!» И в сад ходил теперь не со слезами, а как на праздник. Послушен стал, разумен — не узнаешь! Букет цветов, смущаясь и благоговея (по собственной инициативе!), отнес в подарок той славной воспитательнице.

А в первом классе начались опять неприятности. «Ваш сын бегает по коридорам во время перемен. После уроков гоняет по двору на самокате. Отберите самокат. Усадите за уроки!» — говорила классная руководительница, пожилая, болезненная женщина.

Конечно, с утра до вечера гонять на самокате не годится. Это всем понятно. Ребят нужно постепенно приучать к усидчивости, к серьезной работе над уроками, к активному усвоению материала. Но как приучать, каким путем? Исключая из режима физкультуру или используя ее?

Когда-то в течение многих лет в детских клиниках ученые мужи пытались навести «порядок» среди выздоравливающих детей — запрещали им шуметь и двигаться, но, сколько ни старались, толку не добились, пока наконец не поняли, что это нормальный биологический протест детей против неподвижного режима, придуманного взрослыми. И, поняв свою ошибку, ученые для выздоравливающих детей ввели лечебную гимнастику — тогда и стало тихо!

Так вот, я думаю, что одна из серьезнейших задач сегодняшнего дня для каждого педагога, воспитателя, родителя — не только самому осмыслить роль движения в жизни человека, но и научить ребят умело пользоваться этими движениями для повышения работоспособности и управления собой. Заложить фундамент этого умения.

Допустим, набегались ребята в перемену, возбудились беготней и никак не могут сосредоточиться на объяснении учителя, шумят. Нужно ли за это их выставлять за дверь, наказывать? Ведь стоит ребятам по воле педагога, организованно сделать несколько упражнений на расслабление мышц и дыхание, как через 5—6 минут лишнее возбуждение у них исчезнет. Упражнения на расслабление и дыхание снизят возбудимость. А если к концу урока внимание ребят упало, они не понимают объяснения учителя, надо сделать другую, быструю и энергичную, зарядку (повращать руками, попрыгать на носках). Быстрые, кратковременные упражнения поднимут тонус, ускорят обмен веществ, снимут усталость и сонливость, помогут понять и усвоить объяснение учителя.


Похожие страницы: А. Н. Родионов. Грибковые заболевания кожи. Фредерик М.Росситер. Жена и муж. Энциклопедия половой жизни. 3. О роли биологического в формировании личности. Аннелизе Хайгл-эверс, Франц Хайгл, Юрген Отт, Ульрих Рюгер. Базисное руководство по психотерапии. Томас Ханна. Искусство не стареть. Комментарий к концепции абсолютизации оптимальности. Глубокие микозы. Лечение. Расскажите о себе. Хотько Н.И., Дмитриев А.П. Водный фактор в передаче инфекций. 4. Личностный смысл. Глава XXIII Санаторно курортное лечение. Калина Валентин Осипович, Шустер Марк Аронович - Периферические параличи лицевого нерва.


(c) 2004-2008