Стивен Стурджесс Практическая йога до и после 40

ISBN 5-8405-0366-5

Об авторе



Стивен Стурджесс впервые познакомился с йогой в 1969 году, начав изучать ее философию и практику под руководством известных наставников, последователей знаменитого гуру Свами Шивананды. В их числе были Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Венкатесананда и Свами Вишнудевананда, регулярно приезжавшие в Англию в 1970-х годах для проведения семинаров, тренировок и мастер-классов. В то время увлечение восточной «экзотикой», в частности философией, а также боевыми искусствами захватило многие европейские страны. Не остался в стороне и Стивен, для которого изучение мудрости и мировоззрения йоги стало делом всей жизни.

Дальнейшее обучение он проходил под руководством доктора Свами Пондичерри, имевшего титул Йога Махариши. В 1979 году Стивен Стурджесс получил духовное имя «Шанкара» благосклонный, благоприятный. Ознакомившись с целым рядом направлений учения йоги, попробовав себя в различных практиках, Стурджесс наконец встретил в 1982 году ставшего ему духовным учителем и наставником гуру Свами Крийянанду, бывшего в то время директором Духовного сообщества «Ананда» в США и Италии.

В настоящее время Стивен Стурджесс является руководителем Общества медитации «Ананда» в Англии. Он преподает йогу и искусство медитации, проводит семинары и дает консультации всем желающим. Он живет в Лондоне и практикует также духовное целительство, занимается графическим дизайном и рисует. Настоящая книга — первая большая публикация автора, плод его почти четвертьвековой практики и философских размышлений.

Предисловие



(из предисловия автора к первому изданию этой книги)

Человек — это духовное существо, независимо от того, сознает он это или нет. Вернее сказать — одухотворенное, ибо Творец вдохнул душу в тело, которое во многих религиях считается «храмом души». Ведь истинная сущность, истинная природа человека — это сознание, бесконечно чистое и отделенное от физического тела, от чувств или разума-эго, от самоосознания разума-эго. Но человек своим невежеством или злоупотреблениями ставит пределы развитию своей сущности и неверно определяет ее. Из-за этого невежества и вечной сосредоточенности на материальном и телесном, из-за излишнего внимания к объектам чувств человеческое «Я» забывает о своей вездесущей природе.

Наш разум-эго при помощи мыслей и желаний воображения и памяти создает ту иллюзорную реальность, которая не дает человеку осознать свою подлинную сущность, ощутить свою божественную природу. Наш эгоизм ослепляет нас и не позволяет увидеть Истину.

Ошибочно отождествлять свое «Я» с телом, чувствами и разумом, ибо такое самоотделение от Бесконечности является причиной всех страданий и несчастий.

Каждый из нас, осознанно или нет, стремится к двум вещам: к свободе от боли и страданий и к нескончаемой радости и счастью.

Счастье и радость — вот подлинная сущность человеческого «Я», и это же «Я» - источник этого счастья. Ни в каком другом предмете нельзя найти счастье: оно не снаружи, оно — внутри нас.

Главное, что нужно знать (и сделать!) в жизни, — это понять свою духовную, божественную природу и свою вечную принадлежность к Богу, создателю и причине всего сущего. Нужно любить Бога сердцем, разумом и душой; нужно любить все и всех, что находится вокруг, — независимо от цвета кожи, образа мыслей, происхождения, убеждений или вероисповедания — так же сильно, как мы любим самих себя.

Эта книга посвящена учению Аштанга-йоги1, которое не следует путать со ставшей очень популярной практикой асан (поз) аштанга виньяса — своего рода комплексом связанных движений с использованием дыхательных упражнений по методу уджайи и техникой замков — уддийяна бандха; этот комплекс стал широко известен и распространен благодаря индийским мастерам йоги, таким, как Кришнамачарья и Паттабхи Джойс. Он является прекрасным способом исправления опорно-двигательного аппарата, развития силы и гибкости, укрепления здоровья. Но если выполнение упражнений этого комплекса происходит чисто механически, «спортивно», без уделения должного внимания важнейшим духовным аспектам йоги, таким, как яма (этические нормы) и нияма (учение морали), то тогда йога нисходит до уровня обыкновенной системы оздоровительных мероприятий. Осознать эту разницу необходимо, поскольку многие

1 Практически все канонические тексты йоги написаны на санскрите — языке, играющем в культуре Индостана ту же роль, что латынь - в культуре Европы. Звучание многих из терминов йоги имеет самостоятельный сакральный смысл для практикующих. Поэтому транслитерация всех йогических терминов в настоящем издании выполнена в соответствии с нормативами санскрита, максимально близкого по звучанию к первоисточникам. — Прим. ред.

заблуждаются, считая, что йога действительно является системой физических упражнений для достижения внешних, видимых результатов — здорового стройного тела, физической силы, привлекательности, сексуальности, красоты и долголетия. Но с точки зрения духовности, стремление к внешним результатам, продолжение «эгоцентрического» бытия, ориентированного на телесные потребности, не имеет никакой ценности. Похоже, что для большинства практика различных поз и упражнений стала синонимом всего учения йоги. Это — в корне ошибочный взгляд, непонимание подлинной сущности йоги.

Для правильного понимания йоги необходимо рассматривать практику ее асан, как это сделано в трактате Патанджали о восьми звеньях йоги, где духовное начало объединяет и уравновешивает разум и тело. Слово «асана» означает не только позу, но и манеру сидеть, «посадку», и Патанджали объясняет этот термин, как способность привести тело в неподвижное состояние, чтобы сделать разум устойчивым и способным на глубокую медитацию. Хатха-йога, по мнению Патанджали, — это систематический процесс самореализации, в котором нездоровое, не обладающее жизненной энергией тело является отвлекающим элементом, мешающим движению к совершенству. Поэтому в этой книге нет детального описания поз Хатха-йоги — я отсылаю читателя к другим изданиям, в которых этот аспект излагается более подробно и наглядно.

Мой духовный учитель Шри Крийянанда любезно согласился написать вступительный раздел и разъяснить в нем подлинные цели йоги. Шри Крийянанда — блестящий учитель и мастер крийя-йоги, обучившийся у самого Парамхансы

Йогананды, написавшего немало прекрасных книг. Некоторые из них упомянуты в данном издании.

Первая глава книги посвящена тонким телам и чакрам. Я хотел сделать для читателей акцент на том, что мы — нечто большее, нежели простое соединение психики и физиологии, и поэтому с самого начала подчеркивал духовные аспекты учения йоги.

Следующие главы рассматривают восемь разделов йоги — научную и практическую систему, основанную на древних преданиях и текстах известнейшим гуру Патанджали. Эта система поведет вас, шаг за шагом, простым и понятным путем к вершине всего учения — самадхи.

Эти советы и наставления, проверенные многовековой практикой, научат вас, как очистить разум и тело для достижения высших уровней познания, для выполнения главной цели — духовной самореализации человека. Но нужно всегда помнить о том, что истинная задача йоги — рассеять тьму невежества, устранить препятствия, заслоняющие познание подлинного внутреннего «Я». Это возможно лишь путем неустанного познания разницы между истинным и ложным.

Все мы и каждый из нас — уникальное и неповторимое воплощение божественного света, любви, мира и мудрости; мы способны стать вечным, сведущим, постоянно возрождающимся блаженством. Утвердитесь в мысли о том, что вы вечны, чисты, благословенны, полны знания и силы.

Помните, что цель человеческой жизни — воплощение божественной искры и познание Бога. Для этого вам необходимо очистить разум и тело, научиться регулярной и глубокой медитации.

Искренность в желании познать неведомое поможет вам достичь высшей истины, расширить горизонты сознания. Йога — это не занятие для свободного времени: если вы однажды прикоснулись к ее учению, оно захватит вас целиком на всю жизнь, ведь йога — это образ жизни. Не отдав ей себя полностью, нельзя ожидать успеха.

Да откроется вам истинный путь познания счастья, которое скрыто внутри вас.

Стивен Стурджесс (Шанкара) ноябрь 1996 года

Тонкие тела и чакры



Наше физические тело, несмотря на то, что оно представляется прочным и плотным, на более фундаментальном уровне состоит из триллионов молекул и атомов, которые постоянно преображаются. Помимо вашего физического тела душа (чистый дух — олицетворение нашей подлинной сущности) обладает несколькими нематериальными, так называемыми «тонкими» телами, своего рода взаимозависимыми оболочками, которые окружают физическое тело и проникают в него. Каждое тонкое тело представляет собой энергетическое поле, имеющее характерную частоту вибрации и плотность.

Душа человека размещается в пяти оболочках-прибежищах (коша), которые располагаются в трех телах — физическом и двух тонких, называемых астральным и каузальным (иначе — причинном, или обусловленном) (рис. 1).

Эти три тела служат нам посредниками в нашем повседневном бытии — в трех состояниях разума: бодрствовании (джаграт), сне (свапна) и сне без сновидений (сушупти). Душа же находится вне этих трех состояний, будучи лишь их свидетелем (рис. 2).

Физическое тело



Физическое (плотное) тело есть субстанция, переживающая рождение, рост, болезни, старение и смерть. Местом «пребывания» этого тела является физическое тело астральное тело каузальное тело

Рис. 1. Тонкие тела и чакры

Рис. 2. Пять оболочек сознания

1 — каузальное тело

2 — астральное тело

3 — физическое тело

4 - «Я»

5 — оболочка блаженства

6 - оболочка сознания/интуиции

7 — оболочка разума

8 — эфирная/энергетическая обо-

9 - пищевая оболочка физическая, или пищевая оболочка (аннамайя коша), причем одно из значений санскритского коша — «ножны». Пищевой оболочкой она называется потому, что зависит от плотной, физической праны в виде пищи, воды и воздуха. Прана — это необходимая жизненная энергия, поддерживающая саму жизнь и все живое. Она всепроникающа и существует и в организме человека, и в макрокосмосе. Без праны нет жизни. Она является связующим звеном между физическим и астральным телами, и когда эта связь обрывается, наступает смерть физического тела. Считается, что плотное тело формируется из пяти элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли.

Астральное тело



Астральное тело состоит из тех же пяти стихий, но «тонких», которые образуют и плотное тело. Это эфир (акаш), воздух (вайю), огонь (теджас), вода (джала) и земля (притхви).

Астральное тело делится на три оболочки.

Пранамайя коша (энергетическая оболочка)



Эта оболочка (называемая иногда в литературе «эфирным телом») обеспечивает физическое тело жизненной энергией. Она практически совпадает с ним по размерам и форме.

Оболочка состоит из пяти жизненных энергий (пран), выполняющих различные функции в физическом теле (рис. 3).

Вьяна («воздух, идущий наружу») — жизненный поток энергии, отвечающий за все движения тела и полностью пронизывающий его. Считается

Рис. 3. Области расположения главных вайю главной, поскольку согласовывает действия остальных четырех.

Удана («воздух, идущий вверх») действует в зоне между горлом и макушкой головы, активизируя органы чувств — глаза, нос, уши, язык. Характеризуется «восходящим движением» кундалини шакти (концентрированной духовной энергии, жизненной силы), расположенной в основании позвоночного столба, в муладхара чакре. Эта энергия проходит по главному «тонкому» нервному каналу (сушумна на-ди), совпадающему со спинным мозгом, и достигает верхней, седьмой чакры (сахасрара), расположенной в теменной области (иногда эта чакра называется «коронной»).

В момент смерти человека удана отделяет его астральное тело от физического.

Прана в форме жизненной энергии — это особое проявление космической праны, которая входит в тело человека через продолговатый мозг medulla oblongata, а затем движется вниз и вверх по астральному спинномозговому каналу, изменяясь под воздействием чакр и превращаясь в вайю («ветры», или потоки праны).

Дословно «прана» означает «движение воздуха вперед»; основная область ее местонахождения — между горлом и верхней частью диафрагмы, а основная функция - стимуляция дыхания. Кроме того, прана поднимает кундалини шакти до уровня уданы.

Самана — «уравновешивающий ветер», действует в брюшной полости между сердцем и пупком. Самана отвечает за работу сердца, кровеносной и пищеварительной систем.

Апана — «уходящий воздух» — действует в нижней части тела, от пупка до ступней, активизируя выделительные системы. Основное направление движения апаны — нисходящее.

Все эти пять жизненных «ветров» сочетаются с пятью «тонкими» органами действия (речь, руки, ноги, выделение и размножение), имеющими свои аналоги в физическом теле.

Маномайя коша



Эта оболочка считается вместилищем ума и является более тонкой, чем праническая, представляющая собой жизненную силу. Умственная оболочка соединяет в одно целое физическую (аннамайя) и энергетическую (пранамайя) оболочки, являясь передаточным звеном между всеми тремя телами; она снабжает оболочку сознания (виджнанамайя) ощущениями об окружающем мире и передает физическому телу опыт, обретенный астральным и каузальным телами.

Умственная оболочка образована манасом («волевым умом»), подсознанием и пятью органами чувственного восприятия в их астральной форме — это зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Виджнанамайя коша



Оболочка сознания выражает одновременно знающее и действующее начала. Будучи самым «тонким» проявлением разума, она несет на себе отблеск самоосознания души человека.

Эта оболочка образована когнитивным «познающим» разумом (буддхи), интеллектом и «эго» вкупе с пятью «тонкими» органами чувств.

Каузальное тело



Анандамайя коша (оболочка блаженства) — самое тонкое и сокровенное из трех тел, вмещающих душу; она — первооснова тонких и материальных тел, воплощение блаженства души.

Отдаляясь от физического и астрального тел, разум переходит в тонкое состояние глубокого сна, действие органов чувств приостанавливается, и в этом блаженном покое уже не существует ни мыслей, ни «эго». Эта оболочка — то измерение человеческого бытия, через которое происходит приобщение к Абсолюту.

Душа



Душа (внутреннее «Я», дух) пребывает во всех трех телах (физическом, астральном и каузальном) и участвует во всех их действиях. Душа — это вечное сознание, полное, безупречное и самодостаточное, безграничное, безначальное и бесконечное.

Смерть, санскары и карма



В момент физической смерти (которая отнюдь не является концом существования человека) душа, или «Я», одухотворяющая тело, покидает свою физическую основу, заключенную в астральном и каузальном телах. Линия жизни, передающая прану физическому телу, пресекается, сознание освобождается от телесных ограничений и соединяется с тонким телом.

Но душа продолжает жить, сохраняя разум, «эго», «тонкие» органы чувств и жизненные «ветры». Она несет с собой все ранее пережитое, санскары («подсознательные впечатления памяти»), а также весь комплекс прежних действий, мыслей и желаний, обобщенно называемых кармой.

Санскары наших прошлых жизней связаны с душой; они определяют, мотивируют наши нынешние деяния: мы пожинаем то, что посеяли.

Слово «карма» происходит от санскритского корня «кри», означающего «делать, творить, действовать». Но карма — это не только причина продолжения процесса жизни (возрождение после смерти). В нашей нынешней жизни все действия также приносят хорошие либо дурные плоды, оказывая решающее влияние на наше будущее.

Три вида кармы, влияющие на человеческую сущность, таковы:

— санчита карма ~ то, что было накоплено за несколько предыдущих жизненных циклов;

— прарабдха карма — результаты ближайших, недавних поступков, проявляющиеся в настоящий момент;

— агами карма — ныне совершаемые поступки, последствия которых проявятся в будущей жизни.

Сон и смерть



Засыпая ночью, мы умираем для всего, что нас окружает. Как и смерть, сон — это переход от телесного существования к существованию более тонкому. То, что мы называем смертью, не что иное, как перемены, которыми мы не можем управлять. Сон — это тоже перемена, но в отличие от смерти, ему мы отдаем себя с радостью, испытывая удовольствие, «позволяя» себе эту перемену. Почему? Потому, что мы уже неоднократно пережили эту перемену; мы помним, что сон безболезнен и освежают. Но кто может так же «вспомнить» умирание?

Наше сознание бодрствует и во сне; мы знаем, что существуем, даже забывшись самым глубоким и бесчувственным сном. Проснувшись утром, мы снова осознаем наше «Я» точно таким же, каким оно было вечером. Иногда, правда, нам требуется некоторое время, чтобы прийти в себя, но циклы перехода от сна к бодрствованию для нас привычны. Мы пробуждаемся от сна, начинаем бодрствовать, и так циклы сна и бодрствования, подобно смерти и возрождению, сменяют друг друга.

Когда мы отходим ко сну, то по-прежнему остаемся открытыми для ощущений, запахов, звуков и касаний. Затем сознание гаснет, мы засыпаем и тонкое тело покидает физическую основу — разум-эго, и мысли переходят в тонкое состояние. Во время сна наше физическое тело глухо ко всем внешним ощущениям и к боли. Эта боль возникает лишь когда разум и ощущения соединяются с физическим телом. Наше «Я», наша подлинная сущность, безразлична и к боли, и к наслаждению.

Напоминанием о вечной и бессмертной природе человека могут послужить слова Кришны из второй главы «Бхагавадгиты».

«Как человек освобождается от старой изношенной одежды, так и душа покидает старое, пришедшие в упадок тело, чтобы обрести себя снова в другом — новом теле».

Чакры: ваша внутренняя вселенная



«Чакра» в переводе с санскрита означает «колесо» или «вращающийся диск». Чакры представляют собой «тонкие» вращающиеся вихри энергии внутри астрального тела и соединяют упоминавшиеся выше пять оболочек с функциями физического тела, прежде всего посредством эндокринных желез и нервных узлов спинного мозга.

Чакры служат своего рода преобразователями, функцией которых является получение, усвоение и распределение энергии (жизненной силы, праны) через тонкое тело по нервным узлам, кровеносной системе и органам физического тела.

Местом входа этой энергии в тело считается нижний отдел головного мозга, так называемый продолговатый мозг medulla oblongata, откуда она и поступает в расположенные выше отделы мозга. Затем энергия «фильтруется» и спускается вниз по всему телу через шесть главных чакр (энергетических центров). По мере прохождения этих чакр энергия все более уплотняется. В самой нижней чакре (муладха-ра чакра), расположенной у основания позвоночного столба, частота вибрации энергии самая низкая, а сама энергия, соответственно, — самая плотная. И наоборот: чем выше чакра, тем больше частота вибрации и тоньше энергия. Верхние чакры теснее связаны с внутренними оболочками и высшими уровнями сознания.

Рис. 4. Семь чакр (психоэнергетических центров), их расположение в астральном теле и соответствие частям физического тела

1 — «духовное око», «третий глаз» (сосредоточение силы воли, интуиции и сверхчувствительного восприятия)

2, 13 - продолговатый мозг (месторасположение «Я»)

3 — сахасрара

(«тысячелепестковый лотос»)

4 — аджна («приказ»)


Похожие страницы: Внутримышечные введения лекарственных веществ. Завершение второго периода родов. А.И.Пальцев. Качественная вода и её значение для человека.. Воспаление слезного мешка. Панков Олег Павлович Очки-убийцы. Приложение: решение проблем.. Мишель Оден - Кесарево сечение: безопасный выход или угроза будующему?. Глава XXIII Санаторно курортное лечение. Плавание вреднее бега. Б. Колодзин как жить после психической травмы. Остерман Л. А. Методы исследования белков и нуклеиновых кислот: электрофорез и ультрацентрифугирование. Совершенствование половой энергии. H. В. Прозоркина, П. А. Рубашкина Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии.


(c) 2004-2008