Самовнушение, движение, сон, здоровье Николай Иванович Спиридонов

«Н.И. Спиридонов. Самовнушение, движение, сон, здоровье»: Издательство «Физкультура и спорт»; М.; 1975

Аннотация



Высокий темп жизни, все увеличивающийся поток информации предъявляют повышенные требования к нервной системе человека. Организм человека обладает огромными резервами здоровья. Нужно только научиться пользоваться ими. В книге идет речь об аутогенной тренировке — умении управлять своим состоянием, своим настроением. Это умение очень важно для сохранения здоровья и бодрости духа.

Предисловие



Организм человека представляет собой саморегулирующуюся систему. Однако в процессе его взаимодействия с внешней средой нарушения саморегуляции не исключены. От этого зависят самочувствие человека и уровень его активности — уровень бодрствования.

Каждый человек хочет иметь хорошее самочувствие и высокую активность. И он не бессилен в этом стремлении. За последние годы врачами психотерапевтами, психологами спорта и психогигиенистами разработаны приемы психической саморегуляции.

Автор книги, имеющий опыт работы в области психотерапии, не ограничился изложением практических приемов самовнушения — одного из основных методов психической саморегуляции. В доступной форме он изложил главные теоретические положения, лежащие в основе учения о самовнушении. В книге описаны свойства воздействия на нервную систему человека таких раздражителей, как свет, звук, слово, показано значение мышечного тонуса.

Автор предлагает читателю самостоятельно овладеть приемами аутогенной тренировки, что очень ценно, так как врачей психотерапевтов пока еще не так много. Он подробно описывает основные признаки чувственного восприятия расслабленности скелетных мышц и технику выполнения упражнений в их расслаблении, называя это «триадой расслабления». А расслабление мышц — это отдых не только для мышц, а в первую очередь для нервной системы.

Примеры применения самовнушения рассматриваются автором на фоне обстановки, близкой к повседневной жизни людей, ее ритму. Поэтому есть основание быть уверенным, что читатель, ознакомившись с содержанием книги, сумеет самостоятельно выработать навыки выполнения приемов психической саморегуляции и будет ими постоянно пользоваться.

Доктор медицинских наук П. И. Буль

Введение



Ученые подсчитали, что еще в середине XIX столетия из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 96 процентов приходилось на мускульную силу человека, и домашних животных. В те времена лишь 4 процента энергии вырабатывали водяные колеса, ветряные мельницы и небольшое количество паровых машин. В наше время, то есть немногим более столетия спустя, мускульной силой производится только 1 процент энергии.

Существенно изменились условия жизни людей. Физический труд в ряде производств чуть ли не полностью оказался вытесненным механизацией и автоматизацией. Раньше люди вынуждены были много ходить, переносить тяжести, достаточно трудиться в быту — колоть и пилить дрова, носить из колодца воду. Теперь к их услугам быстроходный и комфортабельный транспорт, изнеживающие жилищные условия — лифты, центральное отопление, горячее водоснабжение. Вот и получается, что миллионы людей сейчас испытывают «мышечный голод». В известной степени комфорт может лишить человека здоровья, если не включить в свою жизнь, в свой быт необходимую двигательную активность.

С глубокой древности известно значение чистого воздуха и физических упражнений в борьбе за здоровье и долголетие. Отец медицины — древнегреческий ученый Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал, что для продления жизни необходимы разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Известный греческий писатель и историк Плутарх называл движения «кладовой жизни», а философ Платон утверждал, что «гимнастика есть целительная часть медицины». Римский ученый Галей неоднократно напоминал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

От греков и римлян высокая оценка значения физических упражнений для организма человека в основных чертах дошла до нашего времени. Врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различных формах как действенное средство оздоровления организма, предупреждения многих заболеваний, продления жизни.

Та самая автоматизация, которая намного облегчила физический труд, потребовала от современного человека огромного нервного напряжения. А известно, что хроническое умственное утомление, и особенно переутомление, при отсутствии физической активности прежде всего неблагоприятно воздействует на центральную нервную систему. Это в первую очередь характеризуется снижением возбудимости коры головного мозга. Малая подвижность приводит к тому, что поступление нервных импульсов из мышц в мозг сокращается, а значит, нарушается нормальная деятельность важнейших органов и систем, нарушается и нормальный обмен веществ.

Чрезмерная напряженная работа, выполняемая на фоне нервно психического перенапряжения, и хроническое умственное переутомление без физической «разрядки» подрывают здоровье, вызывают наступление преждевременной старости, являются источником болезней, падения общей работоспособности.

Выдающийся врач и педагог, основатель дела физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт писал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности неизбежно окажет свое отрицательное влияние на человека: «Такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным — оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».

И если в наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним, это не значит, что пропорционально уменьшаются требования к физическому развитию. Как раз наоборот: напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовки человека. Ведь занятия физкультурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу. Человек, поставивший перед собой цель добиться успеха в науке, осуществит свою мечту скорее, если будет регулярно заниматься физическими упражнениями, удачно соединит «голову с руками».

Физические упражнения двояко влияют на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой — обеспечивают устойчивость умственной работоспособности.

О значении физической культуры для умственной деятельности предельно ясно высказался знаменитый педагог К. Д. Ушинский. Он писал: «Если педагог осознал вполне, что механическая основа памяти коренится в нервной системе, то поймет... также... значение здорового состояния нервов для... нормального состояния памяти. Он поймет тогда, почему, например, гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще все, что укрепляет нервы, имеет большее значение, чем всевозможные мнемонические подставки».

Разнообразное воздействие физкультуры и спорта на организм человека создало им справедливую славу могучих и часто единственных мероприятий, побеждающих преждевременную старость и болезни. Недаром ученые и врачи древности говорили, что физические упражнения могут заменить множество лекарств, но никакое лекарство в мире не заменит физических упражнений. Они как бы регулируют управление всеми жизненными процессами. Например, если у человека повышено артериальное давление, то с помощью специально подобранных упражнений его можно понизить, а пониженное, наоборот, повысить. Любопытно, что даже уровень холестерина в крови при систематических занятиях физкультурой, как правило, значительно снижается.

И, наконец, сердце человека, любящего физкультуру и спорт, не похоже на сердце того, кто ведет малоподвижный образ жизни. Оно обладает более мощными и толстыми стенками, а главное, систематические занятия уменьшают частоту сердцебиений, соответственно увеличивая период отдыха. Благодаря этому сердце устает меньше, что опять таки благотворно сказывается на общем кровоснабжении организма.

Конечно, постоянные тренировки развивают мышцы, формируют красивое тело. Но не только поэтому миллионы людей занимаются спортом. Спорт помогает закалить волю, выработать упорство в достижении поставленной цели, выявить, а затем и преодолеть слабые стороны организма и характера, стать для самого себя воспитателем.

Хорошая координация движений, способность проанализировать и распределить силы в творческом процессе, как физическом, так и умственном, точно определить, когда следует напрячь силы, а когда отдохнуть, сэкономить энергию, — эти качества жизненно важны для каждого.

Вот почему в нашей стране такое широкое распространение получил новый Всесоюзный комплекс ГТО. Этот комплекс — своеобразная программа нормализации физической активности людей. Физическая активность — властное требование природы: она необходима каждому, разумеется, с учетом его возрастных особенностей и состояния здоровья.

Однако не следует забывать, что наши мышцы нуждаются не только в тренировке. Нужно научиться так управлять ими, чтобы было доступно и их произвольное расслабление. Кто хорошо расслабляет мышцы, тот глубоко спит, полноценно отдыхает, не нуждается в снотворных средствах, далеко не безразличных для организма. Это очень важно в наш век все возрастающих нервных перегрузок. Умение вовремя расслабиться дает возможность управления волевыми процессами, возможность саморегулирования душевного состояния. Оказалось, что в этом наибольшей весомостью обладает слово, обращенное к самому себе, то есть самовнушение.

У человека каждое слово сочетается с определенным жизненным явлением. Великий физиолог И. П. Павлов закономерно назвал слово «универсальным условным рефлексом». Словами — этими «сигналами сигналов» — обозначается весь окружающий нас мир, все понятия, переживания и состояния. Поэтому говорят о многообъемности слова, о слове как о специфическом раздражителе нервной системы, о влиянии слова на состояние человека, психику, на весь организм.

Слово всегда с нами, оно не только средство общения, но и средство воздействия. При умелом применении «слово может быть физиологическим и лечебным фактором», — говорил видный психотерапевт К. И. Платонов. Лечение словом — одно из главных орудий психотерапии. А такие ее методы, как самовнушение и аутогенная тренировка, стали достоянием многих людей.

Может удивить, что космонавты в полете засыпают согласно графику, разработанному еще на Земле. Однако секрет здесь простой. Они овладели методикой той самой п аутогенной тренировки, о которой будет рассказано в книге. Подобную методику разрабатывал и внедрял в программу обучения артистов знаменитый Станиславский, называя ее артистическим тренингом.

Воздействие на самого себя доступно каждому, любой человек может научиться управлять своим душевным состоянием, своими чувствами, эмоциями. Известно, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований головного мозга. Эмоциональное возбуждение, возникнув в глубинах мозга, распространяется на весь организм, накладывает свой отпечаток на работу сердца, сосудов и других жизненно важных органов. Причем внутренние органы вовлекаются в эмоциональное возбуждение автоматически, независимо от нашей воли.

Метод самовнушения основан на использовании естественного и обычного свойства людей — способности поддаваться внушению и самовнушению. Иногда можно слышать: «Я внушению не поддаюсь». Это неверно. Таких людей нет, просто одни легко поддаются внушению, другие с большим трудом. Абсолютно всеми глубоко воспринимаются не только слова, сказанные каким либо авторитетным лицом, но и слова, обращенные к самому себе.

Методика, которую мы предлагаем в этой книге, заключается в выработке условных рефлексов, новых связей в клеточных структурах мозга, в приобретении навыков затормаживать то, что нас иногда неприятно и неотвязно волнует. А волнующее порой как бы застревает в мозгу, мешая нормально себя чувствовать и полноценно работать.

Чтобы освоить предлагаемую методику самовнушения, необходимо внимательно прочитать книгу от начала до конца. Прочитав, вдуматься, а затем начать отрабатывать один прием за другим. Сразу ли будет получаться? Конечно, нет. Ведь условные рефлексы вырабатываются не так, быстро и легко. Нужны последовательные и настойчивые действия. Поэтому каждый, прежде чем приступить к усвоению приемов, должен четко определить задачу, поставить перед собой цель. В каждом организме природой заложено свойство, которое И. П. Павлов назвал рефлексом цели. Он учил развивать и «лелеять этот рефлекс в себе, как драгоценнейшую часть своего существования».

Итак, начинайте читать, не торопясь, настойчиво осваивая один раздел за другим.

Что такое эмоции



Когда говорят об эмоциях, подразумевают душевные переживания человека, его волнения, радость, горе, чувства восхищения и гнева, любви и ненависти. Эмоции занимают значительное место в нашей жизни, характеризуют любую реакцию на окружающую действительность, показывают внутреннее состояние организма, влияют на труд, отдых, здоровье.

Разнообразен и многолик мир человеческих эмоций. Наше настроение — это тоже общее эмоциональное состояние. Бодрое или вялое, веселое или грустное, оно определяется многими причинами: условиями жизни, удачами или неудачами в работе, нередко состоянием здоровья. В течение всей жизни человека сопровождают ощущения, которые в его сознании получают субъективную оценку радости, наслаждения, счастья или грусти, печали, отчаяния.

Эмоциональная реакция очень сложна, в ней участвует вся нервная система, весь организм целиком. Гнев, боль и другие переживания всегда сопровождаются изменениями в деятельности сердечно сосудистой системы, легких, органов пищеварения, желез внутренней секреции.

Эмоции возникли в процессе эволюции человека как защитно приспособительная реакция, как механизм немедленного ответа организма на внезапное или длительное воздействие внешнего раздражителя.

Большинство современных исследователей объединяют понятия «эмоции» и «чувства». Однако можно уловить и определенную разницу между ними. Эмоции свойственны и животному и человеку, чувства же — только человеку. И. П. Павлов сближал эмоции (страх, ярость, удовольствие) с инстинктами, связывал их с работой подкорковой области головного мозга. Чувства же, особенно такие, как любовь, ненависть, патриотизм, считал результатом деятельности коры больших полушарий головного мозга.

С давних времен эмоции привлекали к себе внимание исследователей. Первые эксперименты в этой области осуществил еще в XI веке великий таджикский ученый и врач Абу Али Ибн Сина (Авиценна).

Изучая зависимость психической жизни от внешних воздействий и ее отражение на жизни физической, он поставил простой и оригинальный опыт. Двух барашков одного помета Авиценна поместил в одинаковые условия с той лишь разницей, что около одного из них он привязал волка. В результате барашек, который постоянно видел перед собой страшного зверя, перестал принимать пищу, постепенно слабел и вскоре погиб. Другой рос и развивался совершенно нормально.

Так и у человека сильные отрицательные эмоции, особенно систематически повторяющиеся, оставляют свои «отметины» в организме. Длительное или очень интенсивное нервное напряжение в ряде случаев может вызвать изменения в организме: расстройство деятельности нервной системы, нарушение равновесия в работе желез внутренней секреции, стойкое повышение артериального давления и др.

Известно, что при эмоциональном подъеме человек иногда совершает действия, которые ему не под силу в обычном состоянии. Во время Великой Отечественной войны при обороне Севастополя группа бойцов вкатила на вершину Сапун горы тяжелое орудие. Позже, когда закончился бой, даже большее число людей не могли сдвинуть орудие с места.

Любая эмоциональная активность, как правило, сопровождается двигательной — мобилизуются энергетические ресурсы организма, в крови возрастает содержание сахара, учащаются дыхание и пульс. Все это необходимо для мышечной работы.

В процессе цивилизации сильные эмоциональные переживания у человека все чаще перестают сопровождаться мышечными усилиями, хотя напряженная работа сердца, сосудов и других внутренних органов продолжается. Сгладить это несоответствие могут только физические упражнения. Утренняя зарядка, пешие походы, подвижные игры на воздухе, работа в саду, на огороде приобретают неоценимое значение. Особенно это важно для людей умственного труда и для тех, кому приходится мало двигаться. Физические упражнения восстанавливают координацию работы мышц и внутренних органов. А идущий с работающих мышц непрерывный поток импульсов в центральную нервную систему поддерживает высокую эмоциональную активность.

Субъективный характер эмоций во многом зависит от типа нервной деятельности человека, его темперамента, культуры, склонностей, привычек и состояния нервной системы. Однако каждый должен в совершенстве владеть способностью сдерживать себя. Эмоции поддаются и воспитанию и тренировке. Многие люди порой инстинктивно улавливают в себе потребность в психической разрядке. Один приходит в спокойное состояние после физической работы, другой после быстрой ходьбы, некоторые после прослушивания музыки.

Положительные эмоции оказывают мощное благотворное влияние на жизнедеятельность нашего организма. Они заряжают нашу нервную систему новыми порциями энергии, мобилизуют скрытые резервы организма и повышают умственную и физическую работоспособность и выносливость.

Вот убедительные примеры.

Кто бывал на продолжительном марше, тот знает, как выглядят утомленные люди. Обычно у них изменяется осанка, замедляется шаг, на лицах появляется усталость и даже бледность. Но вот кто то бросил удачную реплику, остроумную шутку — тотчас по колонне прокатился смех. За считанные секунды изменилось настроение. Люди незаметно для себя почувствовали бодрость, забыли про усталость. Вот на пути населенный пункт, и командир дал команду: «Запевалы, песню!»

Стройным шагом прошла вся колонна. На лицах появился румянец, расцвела улыбка, расправились плечи, изменилась осанка. Все подтянулись и приободрились. Усталость как рукой сняло.

Спрашивается, откуда у утомленных людей взялась энергия? Это долго оставалось загадкой, но всесторонний анализ биохимических изменений, протекающих в организме, помог установить, что любое проявление эмоций небезразлично для организма. В настоящее время хорошо изучено влияние эмоций на эндокринные железы — железы внутренней секреции, выделяющие в кровь химически активные вещества (гормоны). Особенно важное значение для развития напряжения имеет гормон адреналин.

Без участия адреналина невозможна ни одна функция организма. Недаром он заслужил название «короля гормонов». Адреналин поддерживает тонус сердца, кровеносных сосудов, мышечного аппарата, активно участвует в обмене веществ, особенно углеводном. Он является как бы пусковым механизмом реакции напряжения, мобилизации сил организма.

Чрезвычайно интересны исследования, проводимые учеными для установления глубины влияния положительных и отрицательных эмоций на живой организм.

В XVIII веке итальянский физиолог Л. Гальвани открыл электричество, рождающееся в живых тканях и органах во время их деятельности. Источником этого электричества является протоплазма, представляющая собой с физико химической точки зрения особый электролит. То есть такой водный раствор, в котором есть ионы — частицы, заряженные положительным и отрицательным электричеством. Когда какая нибудь живая ткань — мышечная или нервная — возбуждается (приходит в деятельное состояние), перемещение ионов становится особенно сильным. Отрицательные и положительные ионы имеют разную скорость передвижения. В результате этого в возбужденном органе живого тела и возникает разность потенциалов, подобно тому, как это происходит в обыкновенном аккумуляторе: одна часть его несет на себе положительный, а другая отрицательный заряд.


Похожие страницы: Понимание замешательства. Приложение К. Н. Мхитарян астрологические представления о роли перинатального периода в судьбе человека. Мысли, возникающие при медитации. Глава вторая. Так где лечиться-то ?!!.. Питание инфекционных больных. Антология климатологии. Лучшая помощь. Глава четвертая гештальт - упражнения. О наших ошибках (1988 Г.). Глава VI. На разных меридианах. Определение восходящего знака по внешности. Оформление экспертизы.. Диагностика.


(c) 2004-2008