Заключение

Для исследователей представляют особый интерес тройни однополые, но двуяйцевые и очень похожие внешне. В таких редких случаях — в ГДР, вероятно, в год родится одна тройня в такой комбинации — можно одновременно наблюдать развитие в одинаковых условиях однояйцевых и двуяйцевых близнецов. Например, А и В, генетически идентичные однояйцевые близнецы, одновременно являются двуяйцевыми по отношению к С. Однояйцевые или трехъяйцевые тройни не отличаются от ОБ- или ДБ-пар.

Тройня из Лейпцига. В 1975 г. в семье К. родилась тройня. У единственной до тех пор десятилетней дочери появились сразу три брата: Ахим, Карстен и Дитмар.

Родители за несколько месяцев до родов уже были подготовлены к такому событию. Врачи женской консультации предполагали, что будут близнецы, и направили мать на пятом месяце беременности в гинекологическую клинику. Здесь были сделаны многократные исследования ультразвуком. На шестом месяце было высказано предположение, что это тройня. В данном случае можно было говорить о наследственной предрасположенности матери к многоплодной беременности. У ее сестры уже были двуяйцевые близнецы, и обе прабабушки также рожали близнецов.

Роды прошли хорошо, все трое появились на свет в течение 8 минут и были нормально развиты. Карстен и Дитмар — однояйцевые близнецы, Ахим — «из другого яйца». По росту и весу дети не слишком отличались друг от друга.

Они росли здоровыми, без каких-либо особенностей в физическом развитии и редко болели даже самыми распространенными детскими болезнями. К пяти годам показатели физического развития Карстена и Ахима точно соответствовали норме, Дитмар несколько отставал от братьев (табл. 44).

Таблица (находится в справочных материалах нашего сайта) 44

Близнецы

При рождении

Однояйцевые близнецы Карстен и Дитмар внешне совершенно похожи. У них густые, слегка вьющиеся волосы, одинаковая форма носа, рта, ушей, одинаковое расположение зубов и одинаковый цвет глаз. Дитмар только немного меньше и более грациозен. Ахим отличается от них по некоторым признакам. Хотя у него такой же цвет волос, но они тоньше, лежат прядями и не вьются. У него немного полнее губы, расположение зубов и форма кисти отличаются от обоих братьев-ОБ. Но эти различия зрительно мало заметны.

Близнецы всегда находились в центре внимания и забот всех членов семьи. Интересны наблюдения родителей относительно психического поведения мальчиков.

Ахим в отличие от братьев — левша. Он ест, рисует, выполняет все действия левой рукой, как отец и сестра. Ахим любит сладкое, но вообще ест все, что ему предлагают. Карстен и Дитмар равнодушны к сладостям, предпочитают хлеб, колбасу, мясо, сыр, фрукты, овощи и очень разборчивы в еде.

Ахим отличается от братьев темпераментом. По словам родителей, он более активный, импульсивный и настойчивый. Это заметно в спортивных играх, в которых он всегда стремится быть самым лучшим, самым быстрым и обязательно лидером. Тут особенно проявляются качества его характера. Карстен и Дитмар, напротив, сдержанные, несколько застенчивые, боязливые и всегда подчиняются Ахи,-му. В отличие от него братья-ОБ более добросовестные и аккуратные. Они лучше ладят между собой, чем со своим братом.

В детском саду Ахим быстро установил контакты с другими детьми и часто покидал «тройственный союз». Но в любых конфликтах он энергично вставал на защиту своих братьев.

Привязанность между всеми тремя очень сильна. Братья охотно помогают друг другу, мало ссорятся, действуют, как правило, сообща.

Так как тройня растет почти в идеально одинаковых условиях, перечисленные различия могут быть связаны с наследственными факторами.

Четнерня из Карл-Маркс-Штадта. С 1946 г. в ГДР несколько раз было зарегистрировано рождение сразу четверых детей. Однако в большинстве случаев выживали не все из них. Например, в 1980 г. при рождении четверни у восемнадцатилетней женщины из Магдебурга, несмотря на все меры предосторожности, удалось спасти только двоих детей. Поэтому четверня семьи С. из Карл-Маркс-Штадта относится к счастливым исключениям. Матери близнецов к моменту беременности было 39 лет, и она имела шестилетнюю дочь.

Уже на пятом месяце были отмечены необычные симптомы. Специальное обследование подтвердило наличие многоплодной беременности. Объем живота стремительно увеличивался. Мать, сама будучи врачом, внимательно следила за собой и установила, что в течение одной недели она прибавляет в весе столько же, сколько другие женщины за месяц. Результаты исследования ультразвуком на шестом месяце дали основание предполагать четверню. После этого

С. госпитализировали в гинекологическую клинику в Лейпциге, где было предпринято все возможное для спасения жизни детей.

За месяц до вычисленного срока родов путем кесарева сечения появились на свет три мальчика и одна девочка. Все они были здоровы и имели при рождении вес между 1500 и 2180 граммами. После двухмесячного пребывания в клинике они были выписаны домой. Их дальнейшее развитие проходило несколько замедленно, но без особых отклонений (табл. 45).

Из таблицы видно, что Хольгер, родившийся самым маленьким, к пяти годам превзошел всех по росту и весу. Карстен же, по всем показателям самый крупный при рождении, отстал от своих братьев. Это указывает на много-яйцевость четверни.

Серологические анализы подтвердили, что дети являются четырехъяйцевыми близнецами. Следовательно, генетически они похожи друг на друга не больше, чем обычные братья и сестры. Внешне у них также наблюдаются ярко выраженные различия.

Родители считают, что у всех четверых совершенно разные характеры.

Юрген более темпераментный, активный по сравнению с братьями. Он ласков в семье, но по отношению к посторонним, а также в детском саду сдержан. Он музыкален, любит рисовать, пытается сочинять стихи, увлекается спортивными играми.

Хольгер необщителен, осторожен и сдержан. Несколько подчинен Юргену, хотя по способностям, рассудительности и интеллекту, может быть, даже превосходит его. Он все делает очень тщательно и добросовестно.

Карстен — приветливый, контактный мальчик, которым легко руководить. Он производит впечатление спокойного, ровного и немного рассеянного. Часто подчиняется братьям.

Биргит, единственная девочка в квартете, больше общается со старшей сестрой. Она вежлива, умеет произвести впечатление на взрослых, охотно играет в куклы, очень рассудительна и не дает себя в обиду. В озорных играх мальчиков она редко принимает участие, хотя вообще подвижна и любит спортивные игры.

Все дети хорошо ладят между собой, много играют вместе, помогают и сочувствуют друг другу, всегда готовы постоять друг за друга. Постоянного лидера среди них нет. Они многому учатся друг у друга и подражают друг другу. Хотя родители большей частью покупают им одинаковую одежду, дети мало обращают на это внимания. Скорее у них даже наблюдается стремление чем-то отличаться друг от друга.

Исследователям будет, безусловно, интересно наблюдать за дальнейшим физическим и психическим развитием этих детей.

В 1600 г. в Гамельне одна женщина родила семерых детей: двух мальчиков и пятерых девочек. Как сообщает памятник, вскоре после рождения все дети умерли (Лотце). До XX в., вероятно, было практически невозможно сохранить в живых пять или шесть близнецов. Во всяком случае, когда в 1934 г. в Канаде врачам удалось спасти пятерых девочек семьи Дионн, это была всемирная сенсация. Новорожденные все вместе весили 6 кг.

Развитие девочек, которые на первый взгляд были абсолютно похожи друг на друга, протекало совершенно нормально в течение многих лет. Но одна из них, Эмили, умерла в 20-летнем возрасте от тяжелой формы эпилепсии, очевидно наследственного характера.

Значит, они не были совершенно идентичными близнецами? Как, собственно, возникла пятерня? Эти вопросы изучал американский ученый Ньюман. Его антропологические исследования показали незначительные различия между сестрами, на основании которых он составил эмбриологическое «родословное древо» (см. рис.).

Ньюман полагал, что в результате первого деления зиготы образовались два бластомера. Один из них после повторного деления дал зародышевые клетки Ивонны и Анетт. При делении второго бластомера возникла зародышевая клетка Сесиль, а также еще один бластомер, который после последнего деления образовал зародышевые клетки Мари и Эмили.

Мать девочек примерно на десятой неделе беременности перенесла приступ болей, похожих на родовые схватки, во время которого была отторгнута опухоль величиной с куриное яйцо. Ньюман предполагал, что речь могла идти об умершем эмбрионе, так что пятерня Дионн, возможно, была даже шестерней (Кархер, 1977, с. 155).

С тех пор в мире известен ряд случаев благополучного рождения пятерых и шестерых близнецов.

В 1974 г. в Гданьске родились три мальчика и две девочки, которые развиваются нормально.

В августе 1981 г. 34-летняя японка родила трех мальчиков и двух девочек весом от 1200 до 1900 граммов.

В 1974 г. в Капштадте благодаря достижениям современной медицины врачам удалось выходить шестерню. Но и это в настоящее время уже считается обычным явлением.

В 1980 г., по сообщениям газет, шестерых детей родила египетская крестьянка.

11 января 1980 г. произвела на свет шестерню 28-летняя учительница Розанна Кавиджли из Флоренции. По мнению врачей, синьора Кавиджли была бесплодна, поэтому ей был назначен курс гормонального лечения, результат которого превзошел все ожидания. Уже на втором месяце беременности возникла мысль о близнецах, на четвертом — врачи предположили четверню. Позже было установлено, что детей шестеро. Две девочки и четыре мальчика — Линда, Латици, Фабрицио, Франческо, Джорджио и Роберто — весили при рождении от 1300 до 1800 граммов и, конечно, первые недели жизни провели в «инкубаторе». Свой первый день рождения они отпраздновали совершенно здоровыми.

Молодые родители, справившись с первоначальным испугом, так оценивают свое положение: «Хотя я, собственно, хотела только одного ребенка, я все же теперь самая счастливая мама в Италии». «Пусть уж лучше у нас будет шестеро детей, чем совсем ни одного»,— считает отец.

Заключение



Завершая книгу, хотелось бы еще раз обратить внимание читателя на некоторые принципиальные выводы о степени влияния на развитие личности наследственных и социальных факторов.

С момента рождения начинается социальное существование человека. Развитие личности — это диалектический процесс, обусловленный взаимодействием индивида с определенной общественной средой. Подрастающий человек путем активной деятельности усваивает опыт, знания, оценочные суждения, взгляды общества, ориентируясь на его нормы и традиции. Недооценка роли социальных факторов в жизни человека приводит к биологизаторским толкованиям наследственной обусловленности развития личности.

Особенно часто это проявляется именно в научных работах о развитии близнецов. Даже признанные исследователи в силу своей теоретической пристрастности к биологизаторским концепциям приходили к тенденциозной интерпретации фактов. Например, они объясняли различия между парами ОБ и ДБ в области интеллектуальных способностей и социального поведения исключительно генетической предрасположенностью, усматривали во всех психических признаках, которые у ОБ совпадают больше, чем у ДБ, действие наследственных факторов.

Социальная особенность близнецовой ситуации стала фактически учитываться в наших исследованиях только в последние три десятилетия.

При этом выяснилось, что очень существенным фактором развития личности близнецов часто не придавалось значения. Ведь в отличие от одиночных детей близнецы с малых лет намного чаще приобретают одинаковый опыт в общении с окружающими, как со взрослыми, так и со сверстниками. Кроме того, очень важно помнить, что близнецы, как правило, имеют относительно одинаковый уровень развития и поэтому воспринимают ситуации и явления, с которыми сталкиваются, одинаково.

Следовательно, мир близнецов характеризуется значительно более высокой конформностью, чем мир обычных братьев и сестер.

Совместная, одинаковая жизнь близнецов с первого дня, безусловно, способствует развитию чувства особенно тесной сплоченности между ними, которое несколько ослабевает в юношеском возрасте, но часто сохраняется на всю последующую жизнь.

Интенсивность чувства сплоченности у близнецов в раннем возрасте существенно зависит от стиля воспитания родителей. Чем больше они подчеркивают идентичность детей, стимулируют их одинаковое поведение воспитательными воздействиями (похвала, порицание, наказание, одежда, подарки), тем сильнее выражается и чаще сохраняется на долгие годы чувство сплоченности.

Хотя стиль воспитания родителей закладывает основу поведения близнецов, в более поздние годы все большее значение приобретают индивидуальные особенности характера, темперамента, интеллекта, школьная успеваемость, а также контакты с окружающими.

Большинство близнецов в школе учатся в одном классе. В том случае, если у них достаточно сильная мотивация к учебе, они взаимно стимулируют друг друга, вместе готовят учебные задания, обсуждают школьные проблемы. Взаимная помощь и поддержка способствуют активному развитию близнецов: каждый хочет быть таким же хорошим, как и другой.

Многие близнецы используют эти благоприятные возможности своего «двойственного союза» и достигают благодаря этому высокой успеваемости. Однако некоторые из них довольствуются скромными успехами, занимая порой последние места в школе. В этом случае близнецы находят для себя оправдание и легче переносят отрицательные эмоции по поводу слабой успеваемости, что в свою очередь значительно снижает уровень их притязаний и ценностные ориентации.

В подростковом возрасте у близнецов все отчетливее проявляется стремление к большей независимости и самостоятельности. У каждого появляются свои интересы и партнеры по контактам. Переход к профессиональному обучению для большинства близнецов связан с разлукой в течение дня или на более длительные промежутки времени. Для многих это болезненный процесс, который должен быть позитивно оценен с точки зрения развития самостоятельных суждений и действий. Любовные отношения и создание собственной семьи способствуют полной эмансипации каждого из близнецов, но близкие эмоциональные связи, теплые личные отношения сохраняются у большинства из них также и во взрослом возрасте.

Нам представляется весьма важным подчеркнуть, что жизнь близнецов и их судьбы очень многообразны. Иногда они развиваются совершенно нетипично, а у некоторых различия в индивидуальном развитии принимают даже крайние формы.

В заключение хотим отметить, что, на наш взгляд, многие отрасли науки не уделяют достаточного внимания изучению близнецов. Одной из основных причин этого, вероятно, является то, что данные исследований близнецов долгое время использовались в качестве главной аргументации биологизаторских концепций. Такая тенденция, к сожалению, иногда наблюдается и в наши дни.

Кроме того, исследование близнецов связано с большими организационными трудностями. Чтобы найти близнецов и привлекать их к исследованиям в течение нескольких лет, требуется много времени и усилий. Поэтому многим исследователям эта затея с самого начала кажется бесперспективной.

Мы убеждены, что, несмотря на это, необходимо широко использовать близнецовый метод для дальнейшего исследования проблем развития личности на основе принципов исторического материализма.

Здесь мы, несомненно, имеем дело с одним из самых эффективных методов для эмпирической проверки взглядов на общественную сущность личности. Если науку о близнецах вывести за пределы ее традиционной схемы, построенной на биологизаторских концепциях, и поставить на серьезную теоретическую основу, то она, безусловно, даст много новых позитивных результатов в плане научного познания человека и условий его развития.

Близнецы не только привлекательны сами по себе, их изучение является важным и перспективным для психологов, педагогов, медиков, социологов и других ученых.

Дорогой читатель!

Изучение близнецов, проводимое нами в Центральном институте исследований молодежи в сотрудничестве с учеными-медиками на этом не закончено. Мы были бы очень рады получить новые фотографии, а также сведения о близнецах, особенно об однополых старше 25 лет, об однополых, которые с малых лет росли врозь, о тройнях.

Мы будем благодарны всем за отзывы об этой книге и предложения по ее улучшению. Наш адрес: DDR, Zentra-linstitut fur Jugendforschung Leipzig. 7022 Leipzig, Sta-llbaumstrafie 9.

В. Фридрих

Литература



В a u r, E., E. Fischer und F. L e n z: Menschliche Erblehre und Rassenhygiene. Mflnchen, 1936

Becker, P. E.: Zur Erblichkeit der Speiseabneigung. Archiv fur Rassen-und Gesellschaftsbiologie, 1938

Bertrams, J., und H . P r e u s s: Ein Zwillingsfall mil wahrschein-licher Superfetatio. Zeitschrift fur Rechtsmedizin, 1980

Beyer, H. u.a.: Die Schwangerschaft im Ultraschali-Schnittbild. Berlin 1977

В о u t e r w e r k, H.: Erbe und Personlichkeit. Niederdonau, 1943

Bracken, H. v.: Humangenetische Psychologic. In: P. E. Becker (Hrsg.), Humangenetik 1/2. Stuttgart, 1969

В u s с h a n, G.: Die Sitten der Volker. 3 Bande. Stuttgart/ Berlin/ Leipzig, 1921

С e d e r 1 б f, R. u.a.: The Interaction of Smoking, Environment and Heredity. Stockholm 1977

Degenhardt, K.-H., u.a.: Drillingsstudien. Heidelberg 1961

Dieckhoff, J. (Hrsg.): Lehrbuch der Padiatrie. Leipzig, 1960

D i b b 1 e, E. et al: Methodological Issues in Twin Research. In: W. Nance (Ed.), Twin Research-Proceedings of the Second International Congress of Twin Studies. Part A. New York, 1977

E i с k s t e d t, E. v.: Grundlagen der Rassenpsychologie. Stuttgart, 1936

Eickstedt, E. v.: Leitfaden der Rassenhygiene. Leipzig, 1941

E r 1 e b а с h, E., U. I h 1 e f e 1 d und K. Z e h n e n Psychologic fur Lehrer und Erzieher. Berlin, 1978

E у s e n с k, H.-J.: Rauchen, Gesundheit und PersonlichkeiL Berlin, 1968

E у s e n с k, H.-J.: Die Ungleichheit der Menschen. Munchen, 1976

E у s e n с k, H.-J.: Kriminalitat und Personlichkeit. Frankfurt (Main)/Berlin/Wien, 1980

Fischer, E.: Der volkische Staat — biologisch gesehen. Berlin, 1933

F i s h b e i n, S.: Onset of Puberty in MZ and DZ Twins. Acta Gene-ticae Med. et Gemellol, 1977

F r e у e, H.-A.: Humangenetik. Berlin, 1978

F r i e d r i с h, W.: Zur Kritik burgerlicher Begabungstheorien. Berlin, 1979

F r i e d r i с h, W., und W. G e r t h (Hrsg.): Jugend konkret, 1984

F r i e d r i с h, W., und H. M 0 11 e n Zur Psychologic der 12- bis 22j2hri-gen. Berlin, 1980

F r i e d r i с h, W., und H. M ul 1 e n Soziale Psychologic alterer SchQler, 1983

Frischeisen-Kohler, I.: Untersuchungen an Schulzeugnissen von Zwillingen. Zeitschrift fur angewandte Psychologic, 1930

G 1 u с с k, Sh., und E. G 1 u e с k: Jugendliche Rechtsbrecher. Stuttgart, 1972

G о e s с h e n, K.: Gefahren bei der Intensivbeireuung von Zwillingssch-wangerschaften. Zentralblatt fur Gynakologie 102, 1980

G о 11 s с h a 1 d t, K.: Erbpsychologie der Elementarf unktionen der Begabung. In: G. Just (Hrsg.), Handbuch der Erbbiologie des Menschen. Berlin, 1939

G г a u s t e i n, J.: Psychologische Langsschnittuntersuchungen fruh- und mangelgeborener Kinder im Alter von 1; 6-3; 0 Jahren. Diss. Karl-Marx-Universitat Leipzig, 1980

H a m p e r 1,' H.: Lehrbuch der allgemeinen Pathologic und der pa-thologischen Anatomic. Berlin/ Heidelberg/ New York, 1968

Hartnacke, W.: Naturgrenzen geistiger Bildung. Leipzig, 1930

H e r b e r, Fr.: Alkohol. Prozente — Promille — Probleme. Berlin, 1978

H e t z e r, H., E. Т о d t u.a.: Angewandte Entwicklungspsychologie des Kindes- und Jugendalters. Heidelberg, 1979


Похожие страницы: Причины интимных проблем.. 7.11.3. Отстаивание. Геннадий Малахов. Здоровый позвоночник – красивая осанка, прекрасное здоровье. 6. У истоков детских привязанностей. Ткаченко Ю.А. Аурикулодиагностика и аурикулотерапия. Унифицированные методы для врачей западной и восточной медицины. Азот. Как лечить трихиниллез (1). Передвижение ощущений. Исправление сбоев в функционировании системы сигнальной. Акробатика в квартире (Е. Анцупов). Вопросы и ответы. Предыстория человеческого парадокса. Антидепрессанты.


(c) 2004-2008