Смирение

В терпении есть какая-то мистическая зона, которая возносит человека необычайно высоко, перебрасывая его дальше в смирение. Вот как говорил об этой зоне Коперник: «Переплетенная терпением, моя жизнь была одной радостью и экстазом».

Смирение



Это принятие ситуации с миром. Самая сложная практика в жизни, недаром в православии она зовется добродетелью. При смирении действуют в человеке три мотива — понимание, принятие, прощение.

Эти три мотива подвластны только по-настоящему умному, точнее, разумному человеку. Дурню они не по зубам. Смиряющийся понимает, что нет смысла сердиться, скажем, на Иванова. Может быть, тому в младенчестве головку прищемило, может быть, он упал в раннем детстве и сильно ушибся, теперь как-то не так соображает. Может быть, родители по незнанию «навешали» ему кучу жутких стереотипов, через которые он, бедный, до сих пор смотрит на жизнь. Безусловно, что-то из всего этого присутствует, надо понять, принять и простить. Вот что происходит при принятии... Когда человек принимает ситуацию, он не напрягается (как при терпении), не увеличивает до умопомрачения количество адреналина в крови, более того, он... расслабляется, релаксирует оттого, что смог принять проблему и она больше не будоражит его. Такой человек не болеет из-за обиды и ненависти. Разумеется, смирение хорошо только тогда, когда вопрос не касается самого главного, принципиального. В противном случае меняем смирение на неприятие... и смиренно не принимаем...

Смирение — опытно-мистическое свойство, взятое из практики духовной жизни наших предков. Вот что рассказала одна женщина, приезжавшая периодически в К*** монастырь помогать его восстановлению:

«Мне дали в монастыре задание... сажать рассаду корешками вверх. Я бывалая огородница, удивилась, кто же так сажает. И стала сажать как надо, корнями вниз, а монахи сажали, как им было велено. В результате у всех рассада взошла, а у меня нет...» Смирение настолько важно в духовной жизни, что надо сказать еще и о его антиподе — гордости.

Противостоит смирению — гордость. Это порок, который Бог не принимает ни под каким видом, даже если при этом отдается собственная жизнь. Почему? Потому что гордость — основание зла (она закабаляет и разрушает), а гордец — носитель зла. Смирение же лежит в основании самых значительных истин, поэтому смиренный — носитель истины. Так устроено Богом: хочешь стать значимым, побудь сначала рабом, хочешь много знать, усвой сначала, что ничего не знаешь, а все, что узнаешь, дается в подарок Богом. Все люди больны гордостью, только одни больше, другие меньше. Как вообще распознать в себе гордость? Обратимся по традиции к нашим духовным пастырям...

Как распознать в себе гордость? (поучение Иакова, архиепископа Нижегородского) «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие... сделают что-либо не по-твоему... Если в тебе рождается... не мысль кротко исправить ошибку, другим допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают... так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы и врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны... то знай, что ты горд, и горд глубоко... Если на человека нападет страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: „Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. Страшливые часто лишаются ума... Ибо... Господь оставляет гордых..." Такие простые слова архиепископа Иакова, а сколько в них смысла и благодати, в таких простых словах...

Гордый усвоить подобное не может, поэтому в его внутреннем мире всегда неспокойно: «Гордость приводит нервы в движение... возбуждает мечтательность. Смирение успокаивает нервы... уничтожает мечтательность» (И. Брянчанинов).

Кто не может переварить идею смирения, может пойти путем, лаконично выраженным словами: «Кто тихо ходит, тот густо месит» или: «По-настоящему ловкий человек тот, кто скрывает свою ловкость».

Домашнее задание



* В тишине и одиночестве выберите честно и откровенно те явления жизни, к которым у вас неприятие. Запишите их в левый столбик. Затем те, которые вы с большим трудом, но терпите, запишите во второй столбик. Затем те, к которым проявляете смирение.

* Запишите все в свою тетрадь «Единство», поставьте число. Подумайте, что можно из левого столбика перенести во второй, а что принципиально нельзя.

* Начните работать над тем, чтобы постепенно переводить пункты из среднего столбика в правый.

* Определите пределы, дальше которых вам не пойти.

Вспоминаем о важнейших «потому что...».

...Потому что не умеет радоваться малому.

А это приводит к болезням отчаяния, уныния и неприятия жизни.

Вспоминаю недавний эпизод. В Петербурге повесился известный миллионер, оставив после себя 17 млн долларов. В посмертной записке он написал, что не видит смысла в дальнейшей жизни, так как его младший брат в два раза богаче его. Миллионер принял стакан коньяку, закусил соленым огурцом и удавился.

А вот еще эпизод. Из окна выбросился пенсионер К. Он не смог жить в мире, где нет могучего и грозного СССР, где никто не боится сегодняшнюю Россию. Два таких разных, но очень показательных эпизода. Приведенные причины были для двух самоубийц неотразимыми. Почему? Потому что никто из них не умел радоваться малому. Первый — тому, что богат. Второй — тому, что жива еще Россия, значит, «еще не вечер». А как живут те, кто умеет радоваться малому? Я знаю семью педагогов, живущих безмятежно и радостно. Глава семьи с восторгом встречает подаренную ему новую рубашку, жена с нежностью любуется на подаренную мужем розу в горшочке. Бабушка не расстается с подаренным ей трехтомником Ахматовой. Они тоже перебиваются, как и все мы, на зарплату, но все же у них родился второй ребенок. У них никогда не будет 17 млн долларов, но они умеют радоваться малому, которое не так уж мало.

Радость жизни



Радости жизни постоянно приходят к человеку. Можно смело сказать, что человек просто живет в радости. Но почему же он так печален? Помните, как пел Б. Окуджава: «...И грустные, как жители Земли...» Все потому, что радость имеет непростые особенности.

Четыре особенности радости



Первая особенность. Дело в том, что как любовь, так и радость нужно уметь видеть. Должен быть «блок раскодирования» радости» (а он в сердце и уме).

Вторая особенность. Человек видит жизнь в основном двояко: или только плохое и чуть-чуть хорошее, или только хорошее и чуть-чуть плохое. Все остальные видения — промежуточные.

Третья особенность. Человек сам выбирает, радоваться ему или нет.

Радость сама по себе не существует, нет ее в Природе, она живет лишь в духовном мире человека. Он ее создатель и господин. Поэтому хочу — радуюсь солнцу, дню, тому, что жив или еще жив, а не хочу — не радуюсь ничему!

Четвертая особенность. В радости всегда есть семена печали. Быть безмятежно-радостным — наказуемо для обычного человека. Поэтому, радуясь, он где-то за кадром должен помнить о печали, возможно, она скоро придет.

Продолжаем отвечать на вопрос о болезнях и несчастьях человека.

...Потому что человек от любого поступка хочет иметь выгоду.

Если не выгоду, то отдачу. Даже когда он подает милостыню, то невольно рисуется. Даже когда сильно рискует, он хочет получить подтверждение своих возможностей. Очень редко человек рискует «за ради Бога». Это приводит к целому ряду болезней: корыстолюбию, любостяжанию, гордости... Как трудно любить без выгоды (безусловно), как трудно совершать поступки с полным отсутствием корысти. Трудно смертельно рисковать, внутренне не ожидая похвалы. Недаром говорят: «На миру и смерть красна». Поэтому для духовного развития так важна тайна в совершении благородного поступка, чтобы не было и тени выгоды. По-настоящему бескорыстных поступков у человека за всю жизнь наберется не больше трех-четырех. Если бы человек имел только одно качество — бескорыстие, Земля бы расцвела и не было бы бедных, несчастных и больных.

Прочие причины болезней и несчастий



...Потому что человек хочет, чтобы сначала изменились другие, а потом он. Подобное желание порождает болезнь претензий. Существует закон духовного преобразования. Следующий ему должен отвечать в первую очередь за себя. Это как в медицине: «Врач, исцелись сам». Закон духовного преобразования гласит: хочешь, чтобы мир изменился к лучшему, изменись сначала сам. Нарушением этого закона страдал, например, наш тоталитарный режим. Его вожди пытались изменить человека извне, а это невозможно.

...Потому что человек подменяет одни чувства на другие и одни знания другими.

...Потому что человек не умеет верить (в Бога, в прекрасное, доброе, возвышенное или верит не тому, что нужно). Это порождает страшную болезнь — безверие. Дети совершают столько ошибок потому, что не доверяют родителям, но почему? Ведь все происходящее когда-то уже было, обо всем все давно известно. Потому что не верят ни другим, ни тому, что сказано, ни себе, ...Потому что человек не умеет ставить себе границы дозволенного. Это порождает болезни безумия и гордости. Духовная жизнь — это как раз и есть построение этих границ. Помните, мы говорили о свойствах мира добра, они в творчестве и созидании (свойства мира зла в закабалении и разрушении). Творчество — это постоянное ограничение. Приятие, смирение, великодушие — это постоянное ограничение, т. е. ограждение себя от мира зла. Человек мечтает о свободе, но важнее всего несвобода, добровольная несвобода. Ограничение себя ради усиления в себе внутреннего человека. Начинать надо с умения ставить себе границы дозволенного. В свою тетрадь «Это все обо мне» запишите: границы дозволенного на этот месяц, на следующий, на следующий и т. д. Это серьезная работа, успехов вам в ней, дорогой читатель.

...Потому что, не признавая норму или «золотую середину», он или всегда переусердствует, или недоделает. Это порождает болезнь отсутствия меры.

...Потому что не умеет прощать. Это порождает болезнь жестокосердия и жестокости.

...Потому что неправильно ест, пьет, спит, дышит, стоит, двигается и лежит. Это порождает болезнь незнания себя.

...Потому что предпочитает иллюзии правде. Это порождает болезни заблуждения и мечтательности.

...Потому что часто лжет и блефует — и себе, и людям, явно и неявно. Это порождает болезнь лжи.

...Потому что считает, что физическое здоровье — самая главная ценность жизни. Это порождает болезни эгоизма и бездуховности.

...Потому что подвержен вредным привычкам — это порождает болезнь вредных привычек.

...Потому что стремится к тому, к чему не нужно стремиться, а достигнув, страдает, — порождает болезнь ложных целей.

...Потому что не живет по принипу: «Кто тихо ходит, тот густо месит», — а это порождает болезни нескромности, бахвальства и поверхностности.

...Потому что живет не данным мгновением, а будущим, все время откладывая жизнь на потом. Это порождает болезни обесценивания жизни.

...Потому что живет, не думая о завтрашнем дне.

...Потому что живет, позабыв день вчерашний.

...Потому что не знает, что в мире есть тайна...

На этом заканчиваем, дорогой читатель! Я очень бы хотел, чтобы вы уловили мою мысль — формула здоровья целиком лежит в мировоззрении человека, и чтобы не болеть, надо выстраивать мировоззрение всю жизнь. Выражаясь фигурально, можно сказать: «Формула здоровья формируется». У ребенка одна формула, одно мировоззрение, одна кислотность. У взрослого другая формула, другое мировоззрение, другая кислотность. У двадцатилетнего одна, у тридцатилетнего может быть уже другая, у сорокалетнего третья... Так, что за работу, дорогой читатель, и успехов вам на этом нелегком пути.

Домашнее задание



* Отметьте, какие причины из перечисленных наиболее характерны именно для вас. •ф- Добавьте сами еще десять причин.

Дорогой читатель. Вы дочитали книгу до конца, и значит, я достиг своей цели — вы по-новому взглянули на свое здоровье. В любом случае эта книга побудила вас вспомнить о его существовании не только на время болезни. Надеюсь, что вы теперь будете воспринимать свое здоровье как часть жизни, где-то даже мистическую ее часть. А значит, вы теперь вольные слушатели моей школы «Единство». Чтобы отличить нашу школу от других с этим же названием, назовем ее школой «Единство» Владимира Лободина.

До свидания, до новых встреч!


Похожие страницы: 7. Юность в поисках друга. Глава 5. Праздник непослушания страху.. Голодание. М.И.Кузин. Хирургические болезни. Практическая офтальмолпмфологпя. Очищение почек. Глава 5 Осложнения хронических простатитов*. Гравидан и гетерологичная моча беременных женщин. Ветви грудной части аорты. Язва желудка. Нужны специалисты. Корыстолюбие, скупость, жадность. 1. динамическая гимнастика.


(c) 2004-2008