Глава IV Если хочешь быть здоров

Ясельный возраст. Основные задачи: комплексным использованием определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий обеспечить организму ребенка нормальные физиологические условия для восстановления жизненных сил после болезни, предупредить возникновение простуд и вирусных заболеваний, поддерживать и развивать закаленность, постоянно нормализовывать носовое дыхание, развивать способность к диафрагмальному дыханию, обучать правильному кашлю, всемерно повышать физическую активность.

Основные средства физкультуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки и конечностей, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, выжимания, ходьба и бег трусцой, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, рациональная одежда, сухая постель, умеренное питание.

За основу следует принять 2-часовой цикл физкультурного ухода за ребенком круглосуточно, естественно, за вычетом того времени, когда малыш находится в яслях.

Обливание теплой водой и пользование мылом (в гигиенических целях). 2 мин. Если тело ребенка чистое, то эта процедура отменяется.

Обливание ребенка холодной водой или купание в ванне. Дозировка та же, что и для грудных детей.

Промокание тела простынкой или банным полотенцем.

Голышом и босиком играть, ходить и бегать. До 6 мин.

Надеть на ребенка только легкую рубашечку, или майку и трусики, или тренировочный костюмчик (в зависимости от закаленности и температурных условий квартиры).

Массаж лица в сочетании с водными процедурами — 1—2 раза (до нормализации носового дыхания).

Массаж грудной клетки и рук — 8 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки — руки», «живот — грудь», «плечо — шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание, точечная вибрация на межреберных промежутках.

Выжимания, доступные возрасту ребенка (сидя, лежа, стоя, самостоятельно или с чьей-либо помощью), — 6 раз.

Играть, бегать трусцой, ходить, делать общеразвивающие упражнения (все — босиком) — 10 мин.

Отдыхать босиком, в одним трусиках (не допуская озноба). До 10 мин.

Одеться и бодрствовать до очередного купания.

Ночью через час после засыпания и через каждые последующие два часа сна проводить те же мероприятия, что и с грудными детьми.

Готовя ребенка к яслям или на прогулку, выполните следующее.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами — 1 раз.

Купание или обливание холодной водой.

Промокание тела простынкой или полотенцем.

Подвижная игра и бег трусцой босиком, в одних трусиках. До 6 мин.

Массаж грудной клетки, растирание подошв — 6 мин.

Одеться по погоде и выйти на свежий воздух.

Собирая ребенка в яслях домой, проделайте такие мероприятия.

Массаж лица и высмаркивание — 1—2 раза (до нормализации носового дыхания).

Растирание спины ладонью догоряча.

Надеть свежее белье, одежду и выйти на свежий воздух.

Возвратившись домой с прогулки или из ясель, сразу же начинайте 2-часовой цикл занятий. Если необходимо уложить ребенка спать после прогулки, то перед сном ограничьтесь купанием, промоканием тела полотенцем, массажем лица в сочетании с водными процедурами, массажем грудной клетки, растиранием подошв.

Методические замечания. Даже при самом щепетильном выполнении всех рекомендаций ребенок не раз и не два докажет, что дыхательные инфекции у него еще живучи (отек носоглотки, очевидные явления ринита, откашливание мокроты, внезапное повышение температуры). Поводов будет предостаточно — контакт с больными детьми, сквозняки, нахождение в потной рубашке в яслях и т. п. И в этих случаях главное — к утру едва ли не полностью подавить инфекцию в организме ребенка с помощью 1—2-часового физкультурного цикла.

Дошкольный возраст. Основные задачи: комплексным использованием определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий обеспечить организму ребенка нормальные физиологические условия для восстановления жизненных сил после острого периода болезни, поддерживать и развивать закаленность организма, постоянно нормализовывать носовое дыхание, развивать умение и физическую способность к диафрагмальному дыханию, закреплять навык правильного кашля, проявлять особую заботу о воспитании у ребенка общей выносливости.

Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки и конечностей, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, выжимания, бег трусцой, ходьба, дыхательная гимнастика, общеразвивающие упражнения, рациональная одежда, сухая постель, умеренное питание.

За основу вам следует принять 2-часовой цикл физкультурного ухода за ребенком круглосуточно, за вычетом того времени, когда он находится в детском саду, используя следующие мероприятия.

Обливание теплой водой и пользование мылом (только в гигиенических целях) — 2 мин. Если тело ребенка чистое, эта процедура отменяется.

Купание в холодной воде (н. — стоять и лежать в воде суммарно 2—3 мин, ф. — 4 мин или больше (по желанию ребенка); или обливание ребенка, стоящего в тазу, из ковша или душевого рожка до наполнения емкости, затем присевшего малыша облить из таза (н. — 3 раза, ф. — 5—6 раз (по самочувствию).

Промокание тела банным полотенцем.

Бег трусцой босиком, в одних трусиках — 6 мин. Пляска вприсядку — 20 раз.

Надеть тренировочный костюм, при хорошем самочувствии можно остаться босиком.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами — 1—2 раза (до нормализации носового дыхания).

Массаж грудной клетки — 8—10 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки — руки», «живот — грудь», «плечо — шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание, точечная вибрация на межреберных промежутках.

ВЫЖс (н. — предельно долго, ф. — 10—15 с) — 6 раз.

Упражнения А, Б, В. Дозировка: н. — 10, 5, 10 раз, Ф. — 20, 10, 20 раз.

Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания — 3 мин.

ВЫЖст или ВЫЖст-2 (н. — предельно долго, ф. — 10—15 с) — 6 раз.

Бег трусцой в квартире (н. — 6—10 мин, ф. — 6—12 мин).

Со второй недели выздоровления бег трусцой нужно проводить утром и вечером на свежем воздухе (н. — 10—20 мин, ф. — 12—30 мин).

Ходьба с чередованием естественного и выраженно диафрагмального дыхания с откашливанием — 3 мин.

Пляска, упражнение К, маховые движения, подтягивание на перекладине, борьба (по желанию ребенка чередовать упражнения с отдыхом (н. — 6 мин, ф. — 10 мин).

Спокойная ходьба — 3 мин.

Привычное обливание холодной водой или купание.

Промокание тела банным полотенцем.

Бег трусцой босиком, в одних трусах — 6 мин.

Одеться и бодрствовать до очередного цикла оздоровительных занятий.

Ночью через час после засыпания и через каждые последующие 2 ч ребенка обливать или купать в холодной ванне (дозировка обычная), обтирать тело насухо, при необходимости массажем лица восстанавливать носовое дыхание и затем укладывать спать.

При сборах на прогулку или в детский сад проделать следующие мероприятия.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами — 1—2 раза.

Купание или обливание холодной водой (дозировка обычная).

Промокание тела сухим банным полотенцем.

Бег трусцой босиком, в одних трусах — 6 мин.

Растирание спины ладонью догоряча.

Растирание подошв.

ВЫЖс — 6 раз.

Перед уходом из детского сада домой необходимо восстановить носовое дыхание массажем лица и высмаркиванием, растереть ладонью спину догоряча, переодеть нижнюю рубашку.

Если после прогулки ребенок должен спать, то прежде облейте или искупайте его в холодной ванне, насухо оботрите, дайте ему возможность побегать обнаженным, босиком (6 мин), восстановите носовое дыхание, разотрите ладонью спину догоряча и только тогда уложите его в постель. Если ребенок будет бодрствовать, то после указанных процедур оденьте его, дайте ему отдохнуть с часок и вновь приступайте к выполнению обычного цикла занятий.

Методические замечания. Вести оздоровительную программу с детьми дошкольного возраста — одно удовольствие: им все в охотку, едва ли не все упражнения доступны, а в самостоятельности они подчас не уступают и школьникам. Внушите ребенку, что необходимо делать самомассаж лица, выжимания, дыхательную гимнастику, водные процедуры, в общем все, что он может взять из привычной физкультурной программы.

Школьный возраст. Описанную ниже программу домашних занятий оздоровительной физкультурой я настоятельно рекомендую и тем детям, юношам и девушкам, которые уже «подхватили» простуду, и тем, кто на сегодняшний момент никакого дела с ней не имеет, — в целях профилактики этой болезни. Основные задачи: используя в комплексе определенные средства физической культуры и гигиенические мероприятия, обеспечить организму школьника нормальные физиологические условия для восстановления жизненных сил, утраченных в острый период болезни, сделать заметный шаг вперед в развитии закаленности организма, постоянно нормализовывать состояние носоглотки, всемерно развивать навыки и физическую способность к выраженному диафрагмальному дыханию, вырабатывать умение правильно кашлять, воспитывать общую выносливость.

Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки и конечностей, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, выжимания, бег трусцой, ходьба, дыхательная гимнастика, общеразвивающие упражнения, рациональная одежда, сухая постель, умеренное питание.

За основу следует принять 2—2,5-часовой цикл занятий физкультурой круглосуточно (естественно, кроме того времени, когда ребенок находится в учебном заведении), применяя следующие мероприятия.

Обливание теплой водой и пользование мылом (только в гигиенических целях) — 2 мин.

Купание в холодной ванне (н. — стоять и лежать в воде суммарно 2—3 мин, ф. — лежать в ванне 4 мин и более (по желанию). Вместо этого можно обливать ребенка, стоящего в тазу, из ковша или душевого рожка до наполнения емкости, затем присевшего ребенка облить и; таза (н. — 3 раза, ф. — 5—6 раз (по самочувствию).

Промокание тела банным полотенцем.

Бег трусцой босиком, в одних трусиках — б мин. Пляск! вприсядку. 30 раз. Упражнение К — 15 раз.

Надеть тренировочный костюм, при желании можн остаться босиком.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами -1—2 раза (до нормализации носового дыхания).

Массаж грудной клетки — 8—10 мин. Основные при емы: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки — руки», «живот — грудь», «плечо — шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание, точечная вибраци на межреберных промежутках.

ВЫЖс (н. — предельно долго, ф. — 10—15 с) — ( раз.

Упражнения А, Б, В (н. — соответственно 10, 5, 1 раз, ф. — 20, 10, 20 раз).

Ходьба с чередованием естественного и выраженн диафрагмального дыхания — 3 мин.

ВЫЖст или ВЫЖст-2 (н. — предельно долго, ф. — 10—15 с) — 6 раз.

Бег трусцой с чередованием естественного и выражение), диафрагмального дыхания (н. — 6—10 мин, ф. — б—12 мин). Со второй недели выздоровления утром и вечером занимайтесь на воздухе (н. — до 20 мин, ф. — до 30 мин).

Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания с откашливанием — 3 мин.

Пляска (н. — 20 раз, ф. — 30 раз).

Ходьба в спокойном темпе — 2 мин.

Упражнение К (н. — 10 раз, ф. — 20 раз).

Ходьба в спокойном темпе — 2 мин.

«Маятник» (н. — 10 раз, ф. — 20 раз).

Ходьба в спокойном темпе — 2 мин.

Подтягивание на перекладине (суммарно н. — 15 раз,1 ф. — 20 раз). Между упражнениями на перекладине! отдыхать в ходьбе.

Привычное обливание холодной водой или купание.

Промокание тела банным полотенцем.

Бег трусцой босиком, в одних трусах — 6 мин.

Одевание для бодрствования до наступления очередного цикла.

Ночью через час после засыпания и через каждые! последующие 2—2,5 ч ребенка обливать или купать в!

холодной воде (дозировка обычная), обтирать тело насухо, при необходимости массажем лица и водными процедурами восстанавливать носовое дыхание и затем — сон.

Перед выходом в школу или на прогулку достаточно проделать массаж лица в сочетании с водными процедурами до полного восстановления носового дыхания. По возвращении домой нужно сразу же искупаться в холодной воде, промокнуть тело насухо, побегать 6 мин босиком, в одним трусах, одеться и дальше действовать по распорядку дня.

Методические замечания. В первые три-четыре дня новичкам выполнение этой программы покажется чрезвычайно трудным — нет ни сил, ни выносливости, ни умения, да и сильная мышечная боль весьма и весьма ограничит активную деятельность ребенка. Но уже через 3—4 недели отличить новичка от физкультурника со «стажем» будет невозможно. Купаться в ванне они смогут одинаково долго, с высоким эмоциональным подъемом; 15-секундный рубеж в выжиманиях станет доступным всем; указанная дозировка в беге и упражнениях никого не смутит. Останется только научить ребенка самоконтролю на тренировках: при внезапной утомляемости, при увеличении пульса свыше 150 уд/мин незамедлительно снижать физическую нагрузку; при плохом восстановлении (после 1-й минуты восстановления пульс не опускается ниже 120 уд/мин) в течение нескольких последующих дней, занимаясь бегом и выполняя упражнения, не доводить себя до выраженного утомления. В течение всего выздоровления необходимо уделять исключительное внимание массажу лица, диафрагмальному дыханию и правильному кашлю.

Взрослые. Едва закончится острый период болезни, больничный лист будет закрыт и на ваши плечи вновь ляжет привычный груз производственных и семейных обязанностей. Как же совместить все это с заботой о собственном здоровье? Мои предложения на этот счет таковы.

Основные физкультурные тренировки, естественно, придутся на ранние утренние и удобные вечерние часы. Вам следует выполнить следующие мероприятия.

Теплый душ (только новичкам) — 2 мин. При отсутствии условий — растирание тела сухим банным полотенцем — 1 МИн.

Купание в холодной или ледяной ванне или обливание (из душевного рожка, ведра, таза, ковша). Дозировка, как У школьников.

Промокание тела банным полотенцем. Бег трусцой босиком, в одних трусах — 6 мин. Массаж лица в сочетании с водными процедурами — 1 раз.

Массаж или самомассаж грудной клетки — 8 мин. ВЫЖс или ВЫЖст (н. — предельно долго, ф. — 10—1» с) — 6 раз.

Одеться для тренировки на улице и выйти на свежи! воздух.

Упражнения А, Б, В (н. — соответственно 10, 5, К раз, ф. — 20, 10, 20 раз).

Бег трусцой с чередованием естественного и выраженно диафрагмального дыхания (н. — от 12 до 30 мин (по самочувствию) при пульсе 120—140 уд/мин, ф. — от 20 до 45 мин при пульсе 130—150 уд/мин).

Ходьба с чередованием естественного и выраженно диафрагмального дыхания с правильным откашливанием в момент остановки — 3 мин.

Силовая гимнастика (подтягивание на перекладине, отжимания), пляска, упражнение К, прыжок в длину с места (отдых между упражнениями — ходьба) — 10 мин.

Бег трусцой, возвращаясь домой.

Водная процедура.

Промокание тела банным полотенцем. Одеться. При отсутствии комфортного состояния побегать трусцой босиком 6 мин.

Утром, до выхода на работу, обязателен плотный завтрак. После вечерней тренировки, перед сном, доста- точно выпить чашку чая.

В течение дня надо использовать любую возможность поупражняться. Так, если вы идете на работу пешком,! ничто не мешает поупражняться в диафрагмальном дыха- нии. Оно будет способствовать повышению умственной и физической работоспособности. Правильным кашлем вы не допустите накопления мокроты в бронхах. Массаж лица B минуты отдыха поддержит в норме носовое дыхание. 1 В производственную гимнастику включайте необходимые вам упражнения и, если позволяют условия, в час обеденного перерыва примите холодный душ.

Остается в силе и правило ночных купаний или обливаний.

Методические замечания. Когда с вами вместе занимается ребенок, утром за полчаса до его подъема примите холодную ванну и выполните упражнения сами и уже потом все делайте вместе с ним, а

! Бечернюю тренировку совершайте с ним от начала до конца. Новый возможный насморк грозит вам возвратом к болезни, поэтому с момента возникновения отека слизистой носа большую часть времени отведите массажу лица Б сочетании с водными процедурами — до полной нормализации носового дыхания.

Ремиссия

Возможно, кому-то из читателей наверняка приходилось встречать семью, где вовсе нет нужды говорить о болезни (в отсутствие таковой). Именно к такому положению дел надо стремиться каждому из вас. Другими словами, надо достичь состояния ремиссии — временного ослабления или исчезновения проявлений недуга, в частности респираторного заболевания. И вы будете совершенно правы, если с этого момента крепкое здоровье свяжете прежде всего с занятиями физической культурой.

Неустойчивая ремиссия

Опыт оздоровительной физкультурной работы с детьми и взрослыми показал, что где-то в течение одного года можно преодолеть состояние неустойчивой ремиссии, когда острые респираторные заболевания нет-нет да и дают о себе знать недостаточно закаленному человеку. Конечно, таких случаев в физкультурной семье бывает значительно меньше, болезнь там всегда заканчивается быстро и без осложнений.

Путь к полному здоровью никогда не бывает легким, он тернист и требует огромного труда, а иногда и бессонных ночей. Но и результат не замедлит сказаться: вы обретете и сохраните главное богатство — здоровье.

Основные задачи физического воспитания ребенка или самовоспитания в период ремиссии: комплексным применением определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий в суточном режиме достичь высокой закаленности, нормализовать внешнее дыхание, совершенствовать развитие и физическую подготовленность.

Основные средства физической культуры и гигиеничекие мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки, выражение диафрагмальное дыхание, правильный кашель, дыхательная гимнастика, выжимания, бег трусцой и ходьба с чередованием естественного и выражен диафрагмального дыхания, общеразвивающие упражненн рациональная одежда, умеренное питание, использоват климатических факторов для закаливания.

Методика применения этих средств в домашней пра тике такова.

Грудной возраст. Ранним утром, перед первым кори лением, проделайте следующие мероприятия.

Купание в теплой воде с гигиеническими целями -2—3 мин.

Купание в холодной ванне для закаливания органи:

ма — 2—4 мин (согласно индивидуальной реакции на стол сильный холодовой раздражитель).

Промокание тела сухой пеленкой.

Массаж лица и умывание — 1 раз.

Массаж грудной клетки, рук и ног — 6 мин.

Воздушная ванна в ходе массажа.

Выжимание грудной клетки в области 11—12-го ребе и диафрагмы кистями рук со средней силой — 4—6 с

Затем, освободив захват, зафиксировать верхнюю част грудной клетки на выдохе для того, чтобы можно был дышать свободными нижними отделами легких. До 10 с

Чередовать эти действия 2—3 мин.

Доступная гимнастика — 4—5 мин.

Одеть распашонку.

Массаж лица и умывание — 1 раз.

Кормление.

Одеть ребенка и выйти с ним на прогулку. После домашнего сна и после прогулки немедлен™ искупайте малыша в освежающей и бодрящей холодной ванне. Промокните тельце пеленкой, не спешите одетв ребенка, а сразу же в ходе воздушной ванны проделайте массаж лица, умывание и массаж грудной клетки я конечностей (5—6 мин). Перед каждым кормление умойте его холодной водой. Единственная одежда ребенк во время бодрствования при комнатной температуре -распашонка! Во время сна укрывайте ребенка счет легко, при смене пеленок смело обмойте его водой прямо из-под крана.


Похожие страницы: На заметку. Концепция лечебной моды. 4.2. Чистка печени.. Юрий Андреевич Андреев. Три кита здоровья. 108. Душица обыкновенная. Метеоризм. 6. Координаты «пространства личности». Приложения. Задание: «не спешите меня раздражать!». 17. Сходство алкоголя и еды. • если вы диктуете свои условия ребенку, готовьтесь к расплате!. Это нормально, если один из вас получает удовольствия больше, чем другой.. 3.4. Технология создания и адаптации методик.


(c) 2004-2008